В закрома не подглядывать!

Золотовалютные резервы станут гостайной. А зачем? Предложение мне представляется достаточно бессмысленным

Фото: Global Look Press

Минэкономразвития предлагает расширить закон о гостайне и засекретить информацию о размере золотого запаса и валютных резервах России. Проект, по данным «Ъ», согласован с ЦБ и Минфином, поддержан комиссией по законопроектной деятельности, дальше все в руках правительства...

По заявлению представителей ведомства, документ направлен на снижение негативных последствий недружественных действий иностранных государств...

На мой взгляд, немного странно, что инициатива исходит от Минэкономразвития, потому что управление золотовалютными резервами (ЗВР) – абсолютная прерогатива Центрального банка, он также является и оператором Фонда национального благосостояния (ФНБ), средства которого учитываются в составе ЗВР.

А если говорить по сути, то предложение мне представляется достаточно бессмысленным, потому что те самые так называемые недружественные страны всё знают про те деньги, которые находятся в западных банках. И уж точно получают информацию не из справок на сайте ЦБ. Если же речь идёт о ЗВР, которые хранятся, например, в юанях (а сейчас это довольно высокая доля), то, во-первых, эти цифры все равно уже засвечены. А во-вторых, если даже представить, что США будут давить на Китай, чтобы тот заморозил российские резервы в юанях, то и в таком случае суммы не будут важны. Это будет сложное политическое решение (на которое, думаю, Китай вряд ли пойдёт), и оно точно не будет зависеть от суммы хранящихся там российских ЗВР.

Гипотетически могу предположить, что интерес могли бы представлять российские запасы золота – с точки зрения их возможного влияния на рынок, если ЦБ примет решение их продавать. Но это скорее вопрос коммерческой тайны и никак не связан с санкциями. При этом само наличие резервов и их объем ещё ничего не говорит о том, сколько золота может быть выброшено в тот или иной момент на рынок. Так что и в этом случае секрет условный.

Что касается ФНБ. ЦБ управляет его валютной составляющей, которая является частью ЗВР. Остальные средства хранятся на соответствующих счетах казначейства. Рублёвая часть в свою очередь тоже состоит из двух частей: собственно резервы и то, что уже было ранее вложено во всякого рода инфраструктурные проекты (фактически в виде кредитов).

Про ранее выданные кредиты общеизвестно. Про новые вроде пока никаких решений не принималось, хотя некоторые проекты обсуждались. Так что и тут не очень понятно, зачем скрывать рублёвый объем ФНБ (если, впрочем, речь идёт и об этом тоже).

Конечно, можно представить, что некие аналитики американских спецслужб, наблюдая за дефицитом российского бюджета и ФНБ, могут узнать, когда его не хватит для покрытия дефицита. Но это, на мой взгляд, уж слишком абстрактная задача. Тем более что глава Минфина Антон Силуанов, думаю, сам сообщит нам об этом гораздо раньше.

Поделиться статьей