Меняю доллары на тугрики

Вот такой в России парадокс: курс у нас рыночный, но он оторван от действительности

Фото: Агентство «Москва»

Центробанк постепенно снимает валютные ограничения. До 9 марта купить наличную валюту – никакую – было вообще нельзя, с 18 апреля стало можно, но только те евродоллары, что поступили в банки после 9 апреля. С 20 мая стало можно купить любую наличную валюту, за исключением евродолларов (кроме тех, что поступили в банки после 9 апреля). А с 1 июня отменен запрет на короткие продажи на биржевом рынке. Кроме того, регулятор разрешил покупку валюты «с плечом», то есть на заёмные средства брокера.

Между тем у многих граждан возникают вполне бытовые вопросы: почему был сделан акцент на продажу национальных валют, много ли желающих их купить и т.п.

Надо сказать, что разрешение ЦБ банкам продавать нацвалюты – всего лишь формализация: если раньше финансовые организации действовали по своему разумению в этом вопросе, сейчас вышестоящий надзорный орган спустил им указание. В этом, собственно, новация. Дело в том, что определённый спрос на валюту сопредельных с Россией стран существует давно, особенно в приграничных районах. Например, у меня дальние родственники живут на юге Челябинской области, они часто ездят в Казахстан, и им нужны тенге. Такая же история и в тех регионах, что близки с китайской границей: многие закупают в Китае товары, перепродают их в России... Там это обычное занятие, спрос на юани рождает предложение.

Кстати, обратите внимание, что стабильность юаня к доллару довольно высокая. Национальный банк КНР не комментирует данную тему, но понятно, что он занимается стабилизацией курса юаня. В принципе в какой-то степени юань может быть альтернативой доллару как средство сбережения. Тем более что инфляция по юаню в долговременной перспективе гораздо ниже, чем по рублю.

Другое дело с исключением доллара и евро. И США, и ЕС ввели запрет на поставку в Россию наличной валюты, чего другие страны не ввели. Это создаёт специфические сложности при покупке на бирже. Если раньше курс наличной и безналичной валюты отличался всего на сотые доли процента, то сейчас разница существенная – в 10–15 рублей. И это, кстати, признак определённых болезней в экономике, что не всё в порядке с денежным обращением в части валюты.

А вот курс у нас не условный, несмотря на то, что некоторые так считают. Курс у нас абсолютно рыночный: потому что на бирже безналичные рубли и доллары торгуются друг относительно друга совершенно свободно. Другими словами, курс биржевой, он же формируется на рынке, причём на открытом, свободном. Но валютные ограничения, которые ввели для рынка (скажем, человек не может снять наличную валюту со счёта, почти не может купить что-то, переведя деньги за границу, и т. д.), сильно искажают действительность. Вот такой парадокс: курс рыночный, но оторванный от действительности.

Поделиться статьей