Над златом чахнем

Замороженные резервы ЦБ получат, возможно, лишь наши правнуки

Фото: pixabay

Переназначенная на днях главой ЦБ Эльвира Набиуллина объявила, что Россия намеревается оспорить заморозку валютных резервов в судах и уже готовит соответствующие иски.

Вопрос очень сложный – случай-то небывалый в истории. Думаю, придётся подавать иски в суд каждой страны, где произошла заморозка. Причём оспаривать придётся решения конкретных правительств в их собственных судах. Уверен, что дела эти будут рассматриваться там минимум лет 10–15, а то и больше. Такого рода процессы очень длительные. Напомню, что в своё время Россия заплатила по долгам Российской империи. Так вот, первый транш был в 1997-м, а окончательно рассчитались только в 2000-х.

При этом сейчас ситуация обратная: с точки зрения закона мы кредиторы, а не должники. Так что чем закончатся эти тяжбы, трудно сказать: за десятилетия многое может поменяться. В любом случае, даже если и разблокируют когда-нибудь наши средства (что в принципе может произойти), получат их только наши внуки, а может, и праправнуки.

Если же в итоге национальные суды откажут нам в удовлетворении исков, даже не представляю, куда можно будет эти решения обжаловать. Наверное, никуда… Теоретически можно попытаться поднять этот вопрос в ООН, но, учитывая, какая там говорильня, есть ли в этом вообще какой-то смысл?

Судя по всему, власти России не предупредили ЦБ о том, что произойдёт 24 февраля. Потому что, если бы Банк России заранее знал о предстоящем сценарии, ему бы хватило двух дней, чтобы ликвидировать саму возможность проблемы заморозки: продать резервы, забрать наличную валюту и вывезти её самолётом. Так что, на мой взгляд, упрёки ЦБ в том, что он позволил лишить страну половины её резервов, несостоятельны.

А не предупредили ЦБ, думаю, потому, что до этого никто никогда не замораживал резервы таких стран, как Россия. Не случалось таких действий даже по отношению к СССР, притом что была и холодная война, и Карибский кризис, и вообще мир балансировал на грани ядерной войны…

Но сейчас большинством развитых стран решение России о проведении спецоперации было воспринято как нечто совершенно неординарное, что и сделало оправданным в их глазах заморозку наших резервов.

Что касается вопроса, который часто задают: почему мы хранили резервы в том числе и в таких странах, как Норвегия, Австралия и т.п. Тут дело не в национальной валюте, а в ценных бумагах. То есть если у нас есть резервы, скажем, в Норвегии, значит, мы купили ценные бумаги норвежских производителей. Ведь большая часть наших резервов хранилась не в валюте как таковой (в ней не так много), а в долговых обязательствах, по которым получались проценты.

А вот золотой запас – весьма существенный – находится в России. Только толку с него нет: мы под санкциями, и продать его практически невозможно. Поэтому золото лежит на бухгалтерских счетах, учитывается, но ни одна страна мира в значимых количествах его не купит.

Поделиться статьей