Смертельно опасно. Топовая музыка сегодня – это «химия», точнее – «алхимия»

Что такое трек-хит? Это набор «мозговых наркотиков», запись на звуковой дорожке специальной частоты и выверенного ритма – скажет вам любой продвинутый битмейкер

Фото: pxhere

Крики, рёв, визг, слезы до истерики, беснование, безумие! Люди хаотически дёргаются. На сцене – любимая группа или исполнитель. Фанаты в экстазе от музыки, которую слышат. Или от того, что не слышат? 

Не слышим, но чувствуем

Помните рассказы про Бермудский треугольник? Нашли корабль. Людей нет. На сковородке – яичница, на столе – кофе. Что произошло? Куда бесследно исчез экипаж, когда само судно цело и невредимо? Одна из версий, которую выдвигают учёные, – паника, случившаяся на борту, от воздействия сверхнизких звуковых частот. Люди не понимали, что с ними происходит, но от ужаса бросались за борт. И погибали. 

Учёные предполагают, что причина – инфразвук. Человеческое ухо способно воспринимать звук в диапазоне от 16 герц до 20.000. Ниже – инфразвук, выше – ультразвук. Мы это не слышим, но оно на нас воздействует. Шторм, цунами, даже просто сильные волны способны вызывать инфразвуковые колебания. 

Дыхание человека, пульс сердца – тоже колебания. У каждого из органов своя частота колебания в диапазоне инфразвука. И когда воздействуют волны извне, они вступают в резонанс с естественными ритмами человеческого организма. Как результат – возможное падение давления, сбой дыхания, звон в ушах, ухудшение зрения, рвота, боли в суставах, судороги, звуковые ожоги, контузии. Самый сильный резонанс возможен у сердца и лёгких. При воздействии на них сильного инфразвука дело может закончиться фатально. А вот воздействие на мозг вызывает самые разные реакции. Именно это и стало пространством для опасных «игр с разумом». 

Экстрим. «Коричневая нота»

Существует экспериментальная форма авангардной музыки, которая так и называется – «опасная музыка». Согласно её концепции, некоторые музыкальные произведения могут нанести прямой вред либо слушателю, либо исполнителю. Так, австралийский музыкант Джастис Йелдхейс играл на сцене на музыкальном инструменте из стекла, часто разбивая его, рассыпая осколки и рассекая ими своё лицо. Некоторые экстремальные исполнители неуклонно повышали громкость и использовали низкие частоты, намеренно вызывая у публики опасения, что это заставит их испражняться. Так называемая «коричневая нота» – это гипотетическая инфразвуковая частота, которая, по мнению некоторых исследователей, способна вызвать недержание экскрементов, создавая акустический резонанс в человеческом кишечнике.

«Музыкальная» доза

«Аудионаркотики»? Они существуют. Их действие основано на том, что в мозге человека искусственно создаётся волна, которая вырабатывается при приёме наркотических препаратов. Их уже не нужно колоть, нюхать или курить. Можно просто «послушать». 

Производители «аудионаркотиков» утверждают, что могут воспроизвести эффект кокаина, ЛСД, экстази и других при помощи простой цифровой записи. Это явление появилось не вчера. Но сегодня «аудионаркотиками», или «айдозерами», стали увлекаться массово. В интернете полно предложений включить трек и испытать «цифровой оргазм», «атомный взрыв в мозге», причём абсолютно легально.

Фото: pxhere

Создаются аудиофайлы, в которых используют так называемый бинауральный ритм, или бинауральное биение. Слушать их нужно обязательно в наушниках. Смысл в том, что в правый динамик заводится одна частота, а в левый – другая, близкая. Например 330 Гц и 335 Гц. В итоге мозг как бы придумывает некую среднюю частоту – разницу между двумя источниками – 5 Гц. Эта иллюзия мозга позволяет погружать человека в разные состояния. Есть частоты, при которых слушающий расслабляется, быстро восстанавливается, быстрее обучается. А есть те, которые создают ощущение опьянения или другого дурмана. Например, частота волн мозга у человека, покурившего марихуану – от 7 до 13 герц. И аудиодорожка пытается сформировать иллюзию – бинауральный ритм той же частоты. Всё это смешивается с музыкой. Поскольку в чистом виде такие вибрации слушать неприятно.

Эксперимент. Вам всмятку или вкрутую?

Американский учёный-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка. Так, сырое яйцо, положенное перед динамиком на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку.

На сцене – генератор

Что ещё маскируется под музыку? Кажется, что она воздействует волшебным образом, когда манипулируют ритмом. Ритм в полтора удара в секунду, который сопровождают сверхнизкие частоты, вызывает экстаз. Ритм в два удара в секунду при той же частоте погружает в танцевальный транс. Громкость тоже добавляет перца. И ещё как! Нормальный уровень звука для человека – 55 децибел. Звук более 200 дБ влечёт за собой смерть. Сегодня на стадионах во время концертов громкость музыки доходит до 160 дБ.

Это больше, чем рёв взлетающего реактивного самолёта. Колоссальный стресс для организма! В ответ он вырабатывает огромное количество адреналина. При долгом воздействии такого уровня громкости адреналин преобразовывается в адренохром – вещество, свойства которого схожи с действием синтетических наркотиков. А это – кайф, как от вождения машины на большой скорости. 

– Я работал со многими артистами: Софией Ротару, Владимиром Пресняковым, много лет плечом к плечу с Димой Маликовым, – рассказывает музыкант, аранжировщик с 40-летним стажем Владимир Мухин. – Выступал на разных концертах. Много чего видел и слышал от коллег. Сам я не участвовал в регулировке громкости или запуске инфрачастот, но знаю, что сверхнизкие частоты транслировали с помощью генераторов во время выступления артистов. Люди буквально бесновались, рыдали, кричали от восторга. Им казалось, что все эти запредельные эмоции вызывает именно выступление любимого артиста. Но это было не так.

Нуар и мрак

Если раньше атака на психику была от рока, тяжёлого металла, то сейчас в ходу новые течения и новые провокации. Тренд наших дней – пограничные жанры, созданные на стыке прежних. Чилаут, трип-хоп, фанк, лаунж и нео-свинг, дум-джаз, нуар и дарк, брасс-хаус. В России самыми популярными новыми жанрами стали якутский панк-рок, электро-панк и пост-бард. Названия групп звучат так: «Имя Твоей Бывшей», «Женская Дисгармония», «Шрам СС», «Сатана Печёт Блины», «Пошлая Молли», «Кис-Кис». 

Сочетание несочетаемого, нуар и мрак достигаются за счёт максимальной дисгармонии звуков. Одна из особенностей некоторых новых жанров так и формулируется: «создано непрофессиональными авторами». Сегодня музыку творит не композитор за роялем, а программист или битмейкер за ноутбуком. Электронную музыку не нужно писать, её собирают, как пазл, из электронных звуков. Кто какую хочет. 

Один из владельцев сайта, где присутствуют и «кислотная» музыка, и «айдозеры», так объясняет свою позицию: 

– Это неплохой бизнес без особых вложений. За одно скачивание пользователь платит 200–300 рублей. Нам поступает приблизительно 80. И задача только в том, чтобы пополнять библиотеку с треками. Говорят, что «аудионаркотики» – миф. Но не было бы миллионов скачиваний, если бы не «заходило»...

Так что не «химия» правит бал в современном мире музыки. Скорее физика. Если уж «химия» и есть, то лишь в том, что «химичат» создатели всех этих психотропных штук под прикрытием музыки. 

Явление, о котором мы рассказали, вовсе не со знаком плюс, оно из разряда «хищные вещи века». Мы просто хотели бы предостеречь тех, кому их голова дорога.

Теги: #музыка

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей