Черномор и Горыныч. На что идут президентские гранты
Путинский Фонд культурных инициатив раздал грантов на миллиард рублей. Изучаем, на что пошли бюджетные средства.
Бывшая олимпийская чемпионка, нынешняя жена Дмитрия Пескова Татьяна Навка получила грант в размере 14,5 млн рублей на показ ледового шоу «Руслан и Людмила» в… Луганске. Цель ледовых песен и плясок Навки в Луганске, указанная в заявке на грант, – «содействие музыкально-эстетическому и культурному воспитанию граждан», который непременно будет достигнут путем демонстрации «высочайшего уровеня организации и проведения ледовых шоу». Заодно луганчане повысят интерес к фигурному катанию, российской музыке и творчеству А.С. Пушкина. Ощущение, что речь идет о каких-то диких племенах.
Вообще, если ознакомиться с проектами-победителями грантового конкурса, сразу бросается в глаза одна закономерность: в заявке непременно должен быть в том или ином виде обозначен Донбасс. На худой конец – Луганск, как у Навки. Полагаем, заяви она какой-нибудь другой регион, не имеющий отношения к зоне украинского конфликта, шоу бы ей пришлось как-нибудь ставить за свой счет. Еще неплохо добавить немного скреп, исторической справедливости, традиционных ценностей и прочих вещей. И грант у вас в кармане. Возможно, он даже будет жирнее, чем у Навки.
Вот, например, проект НЕОРУЭЛЛ отхватил 24,3 млн. Целью обозначено «формирование пула новых лидеров мнений в срок до декабря 2023 года». Видимо, старые пропагандисты заканчиваются. «Будут рассматриваться методы и схемы информационной и идеологической борьбы Запада с Россией» – такое тоже хорошо идет.
Кстати, Черномор Навки фактически приравнен к проекту «Рассказы о настоящих героях», оцененных примерно в ту же сумму, что её шоу. Только у него цель «сформировать лояльное общество, имеющее чувство национальной гордости». У нынешних лоялистов с этим, видимо, не очень. Делать это планируется путем «формирования образа русского солдата, как героя-защитника, примера для будущих поколений».
Но всё это, конечно, форменная ерунда по сравнению с проектом «Фестиваль школьной классической литературы «Поколение Z», на который отвалили 35,4 млн. Видимо потому, что проект нацелен на «приобщение учащихся ЛДНР к культурным и нравственным ценностям нашей страны». Путём «стимулирования развития театральных студий». В рамках проекта предполагается, в частности, «организовать показ спектакля «Медный Всадник» в Москве с участием не менее 300 педагогов ЛДНР и прилегающих регионов РФ». В каком качестве планируется привлечь педагогов, не уточняется.
Проект с очень интригующим названием «Завершение: ТРИБУНАЛ» оценён всего в 6,8 млн. Хотя его цель – «знакомство широкой зрительской аудитории с неизвестными страницами СВО» и «художественное сравнение средствами документального кино преступлений нацистов «Азова*» и фашистской Германии». Видимо, грантодатели предвидят вопросы, зачем «нацистов «Азова» обменяли на Медведчука.
А вот на что бы следовало выдать побольше, так это на «Путешествие на ладье Змей Горыныч в Мариуполь на Азовское море». Проект оценен в 10 млн. Деревянная посудина с Горынычем на носу призвана «вернуть историческую память русского народа, ярко и наглядно показав древние корни нашего единства России и Украины». Вообще, у Горыныча три головы, но кто будет думать об этом, когда произнесены магические для верховного грантодателя слова. В рамках проекта на территории Донбасса должны появиться «100 богатырских застав». Видимо, вместо блокпостов.
А теперь представим, как главный по внутренней политике Сергей Кириенко просеивает тонны фантазий не очень далёких, но очень деятельных, а главное — хорошо мотивированных возможным грантом людей, а потом докладывает Путину про все эти безумные спектакли и Горыныча.
*Признан в РФ террористической организацией и запрещён на территории страны
Надежда Гужева – корреспондент «Собеседника»