Андрей Кураев о Дарье Дугиной: Порой ненависть убивает своего производителя

«Опыт Нюрнбергского процесса показывает, что идеологи считались людьми причастными к тем деяниям, которые этот процесс расследовал», – говорит протодиакон об отношении к погибшей девушке

Фото: Telegram / Дарья Дугина

Церковь не в стороне? Папа Римский вновь призвал к прекращению боевых действий на Украине и привёл гибель Дарьи Дугиной как пример безумия войны.

– Я думаю о жестокости, о столь многих невинных, которые платят за безумие: безумие всех сторон, потому что война – это безумие. И никто, кто ведёт войну, не может сказать: «Нет, я не безумен». Я думаю о бедной девушке, которая взлетела на воздух из-за бомбы под сиденьем автомобиля в Москве, – сказал папа Франциск во время традиционной всеобщей аудиенции.

В Киеве такой позицией возмутились. «На Украине глубоко разочарованы словами понтифика, которые несправедливо приравняли агрессора и жертву», – заявили в МИД Украины, вызвав на ковёр апостольского нунция Висвальдаса Кульбокаса. Также украинская сторона отметила, что не понимает решение папы помянуть в контексте российско-украинского кризиса «смерть российской гражданки на территории РФ, к которой Украина не имеет никакого отношения».

Фото: Telegram / Дарья Дугина

Может ли Церковь вмешиваться в масштабные конфликты и какую позицию ей занимать? Об этом «Собеседник» расспросил нашего протодиакона, известного богослова, философа, публициста, проповедника и миссионера Андрея Кураева.

– Начну с того, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил семье Дугиной соболезнования, – напомнил отец Андрей. – В этом смысле официальное руководство нашей Церкви совсем не осталось в стороне. Второе. В возмущениях украинской стороны есть своя правда, ведь не доказано, что гибель Дарьи имеет отношение к украинским событиям. И третье. Если даже это так, то папа Франциск подобрал явно неудачное имя, чтобы сочетать его с титулом невинной жертвы. Опыт Нюрнбергского процесса показывает, что идеологи считались людьми причастными к тем деяниям, которые этот процесс расследовал. И сегодня, если человек нагоняет волну ненависти, он соучастник событий, в которых есть военный аспект.

Вот если бы папа Римский назвал невинной жертвой любого погибшего ребёнка, на том же Донбассе, мы бы это поняли. Но Дарья Дугина – это человек, который был всецело политизирован, причём очень партийно, и дышал ненавистью к Украине. Это не значит, что украинцы её и убили, но, говоря мистически, порой ненависть убивает своего производителя. Не по-христиански прозвучит, но это закон кармы. Поэтому папа, сказав так, совершил либо ложный, либо очень циничный шаг. 

Фото: Telegram / Дарья Дугина

– Может, так он надеялся «уплатить» за встречу со Святейшим, – продолжает наш собеседник. – То есть это был его некий пас в сторону Московской патриархии, ведь в сентябре Кирилл и Франциск собирались встречаться в Казахстане, но от встречи отказалась Москва в своём последнем заявлении. Возможно, теперь папа пытается сделать так, чтобы они все-таки встретились. Ну, он вообще человек своеобразный.

Полагаю, чтобы высказываться о таких вещах нужно либо быть глубоко в теме, обладать некой инсайдерской информацией, либо вовсе быть не в теме, а строить из себя юродивого, который кричит «насилие – плохо, убивать нельзя!», и при этом его не интересует, кто убит и почему. Если папа считает, что все человечество – его паства (а он так считает), тогда он имеет право именно так реагировать на все-все-все.

То, что папа подумал о Дарье, вовсе не значит, что он за неё помолился, вероятно, это просто заявление такое. И то, что в наших храмах сейчас подают записочки за упокой… Понимаете, никто не воздохнёт искреннее, чем мать о своём ребёнке. Когда алтарник механически перебирает эти записки… Верить, что это настоящая молитва, очень наивно.

Не берусь судить, насколько это реально поможет Дугиной в её пути после смерти, но если бы это помогло вразумить её отца, было бы очень хорошо. Чтобы у Александра Дугина пропала жажда манипуляции людьми, чтобы он отрёкся от оккультизма и симпатий к сатанизму, а стал истинным христианином и перестал бы выискивать самые разные поводы для ненависти. 

Поделиться статьей