Пожизненный ректор: как Виктору Садовничему удавалось сохранять свой пост на протяжении 30 лет

Ректору МГУ в апреле исполнилось 83 года. И ровно тридцать из них он возглавляет главный вуз страны. «Собеседник» разбирался, как у него это получалось при всех правителях страны и при любых обстоятельствах

Фото: Global Look Press

Победил на выборах

«Поменьше политики, больше дела», – напутствовал преемника в марте 1992 года уходящий ректор МГУ Анатолий Логунов.

В стране торжествовала демократия: выборы, дебаты, конкуренция, гласность и шумные народные волеизъявления пронизывали всю жизнь только что появившегося государства. От веяний времени не остался в стороне первый российский университет, и вместо прежнего назначения ректора провели выборы по всем законам политических кампаний. Из четырёх кандидатов во второй тур вышли двое – первый проректор Виктор Садовничий и директор Института физико-химической биологии Владимир Скулачёв.

– Виктор Антонович пользовался большой популярностью уже как первый проректор. Ректор Логунов был одновременно вице-президентом АН СССР, считал, что это его основная работа, и мало интересовался университетом. Садовничий при нём взял на себя практически все ректорское руководство, – вспоминает конкурент по выборам.

Своё поражение Скулачёв признал и хотел даже уволиться из вуза, но Садовничий не отпустил. Директор института в то время был уже академиком РАН и величиной в научном мире, и терять ценный кадр новоиспечённый начальник не собирался. А в 2002 году под Скулачёва был создан новый факультет – биоинженерии и биоинформатики, деканом которого он остаётся поныне. Способность находить общий язык со статусными людьми – очень важная черта Садовничего – будет проявляться в дальнейшем и станет одним из залогов его ректорского долгожительства.

Растерянный вес

В том же 1992 году Садовничий добился от президента Ельцина автономии для университета, через два года возглавил совет ректоров.

– Когда были возможности, Садовничему удалось набрать вес, чтобы влиять на принимаемые руководством страны решения в сфере высшего образования. При этом сам коллектив университета он не пускал в политику, предлагая делегировать ему право поднимать волнующие научное сообщество проблемы, – говорит один из основателей профсоюза «Университетская солидарность» и экс-кандидат в Госдуму от КПРФ Михаил Лобанов. – Но этот вес он разменял на возможность бессменно занимать ректорскую должность и выплачивать высокие зарплаты руководству вуза, выстроив непрозрачную и непонятную для сотрудников систему премий и стимулирующих.

Садовничий неоднократно выступал против ЕГЭ и обещал не допустить его в стенах своего вуза – за университетом оставили право проводить собственный вступительный экзамен. Садовничий критиковал присоединение России к Болонской системе – в МГУ продолжает сохраняться специалитет. Сейчас от Болонской системы решено вовсе отказаться, но это вряд ли можно назвать единоличной победой московского ректора. 

Фото: Global Look Press

Политическая жизнь в стране с нулевых менялась – повсеместную выборность заменяла вертикаль власти. Университет снова не отставал от веяний времени. Выборы 1992 года остались в новейшей истории вуза единственными конкурентными, на остальных (в 1996, 2001 и 2005 годах) ректор избирался на безальтернативной основе. В 2009 году Садовничему исполнилось 70 лет – предельный возраст для занятия ректорской должности, но тогда же появился закон об «особом статусе» МГУ и СПбГУ, и главы двух вузов стали назначаться президентом без возрастного ценза, максимально на два пятилетних срока. В 2019 году и этот лимит был отменён.

С Ельциным не складывалось

Садовничий говорил, что у него непросто поначалу складывались отношения с Ельциным, видевшим в нём «красного директора», но затем «произошёл разворот на 180 градусов» после одной из встреч в Кремле. Более подробно ректор не распространялся.

В 2003-м Садовничий баллотировался в Госдуму от «Единой России», победил, но сдал мандат, видимо, вспомнив напутствие своего предшественника. В 2012-м был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина, а на следующий год пригласил его возглавить попечительский совет вуза.

Если бы Махатма Ганди стал президентом, то Садовничий был бы человеком эпохи Махатмы Ганди. Бесхребетный человек без личности, готовый устроиться при любой власти. Человек, главная задача которого – оставаться на том месте, где он, может быть, случайно оказался.
- Политолог Глеб Павловский
Фото: Global Look Press

Ректор умеет находить влиятельных в политической и научной сфере людей и пристраивать их на должности в вузе. Случай со Скулачевым не прошёл бесследно. Под руководством Садовничего защищала диссертацию предполагаемая дочь президента Катерина Тихонова, замдиректора Института математических исследований сложных систем МГУ. Лидер ЛДПР Слуцкий президентствует на факультете мировой политики, олигарх Слипенчук заведует кафедрой на геофаке, дочь министра обороны Юлия Шойгу – на факультете психологии, первый зампред комитета Госдумы по международным делам Никонов деканствует на факультете госуправления. И это далеко не полный список.

На ручнике

На десять лет дольше университета Садовничий возглавляет кафедру на родном мехмате. По словам одного из сотрудников вуза, ректор изредка появляется на заседаниях и семинарах. Во время каждого выхода в свет его стараются подловить просители, включая руководителей подразделений, чтобы решить вопросы и подписать нужную бумагу. Как отмечает собеседник, Садовничий окружён узким кругом доверенных лиц, за пределы которого не особо желает выходить, и пробиться к нему очень сложно. Но нужно, потому что многое в вузе построено на системе «ручного управления».

Кстати, демократию в главном вузе страны пытаются восстановить. В 2019 году инициативная группа МГУ создала петицию с требованием вернуть выборность ректора, которую подписали больше тысячи человек. Садовничий обещал собрать учёный совет, но не собрал.

– Каждый год появляются политзаключённые эмгэушники, и, как правило, университетское руководство за них не вступается. Но пространство для одиночного высказывания остаётся. Например, нам неизвестно о случаях отчисления студентов, которых задерживали на митингах зимой – весной 2022 года, – сообщили нам в инициативной группе.

Что ж, Садовничий верно следует принципу: поменьше политики! Но только в стенах вуза, а не за их пределами.

Поделиться статьей