Не пролетела Тайвань стороной: спикер палаты представителей США до последнего держала мир в напряжении

О том, чем может обернуться визит Нэнси Пелоси на Тайвань, «Собеседник» поговорил с политологом Алексеем Малашенко

Фото: архив

Интрига, которая вот уже несколько дней держала всех в напряжении, разрешалась за это время дважды: 31 июля мир выдохнул – Нэнси Пелоси Тайвань не посетит. По крайней мере в её официальной программе этой географической точки нет.

Все начали гадать, одержал ли Китай политическую победу? Но некоторые эксперты предрекли «второй раунд» – сенатор все же может появиться на острове неофициально. Так и произошло. Самолёт Нэнси приземлился в Тайбэе 2 августа в 22:45 по местному времени.

На момент публикации этого материала официальных сообщений из Пекина не было. Тем не менее, ещё в преддверии визита Китай активизировал военную деятельность в прибрежных зонах. В провинции Фуцзянь, отделённую от Тайваня проливом, была свезена боевая техника. Одновременно в регионе проводятся военные учения, в которых задействованы все роды войск….

Спровоцировать эскалацию отношений США и КНР Нэнси Пелоси удалось. Только вот чем это может обернуться? Ведь ни Пекин, ни Вашингтон не могут в данной ситуации потерять лицо и признать поражение…

«Собеседник» обсудил это с политологом Алексеем Малашенко.

– Риторика китайских чиновников никогда ещё не была столь резкой, правда, резкой в восточной интерпретации…

– Это по принципу: материться я буду, но в морду тебе не дам. То есть КНР показывает: я великая держава, и могла бы, если бы захотела... Но воевать за Тайвань Китай не полезет, я уверен.

– И тем не менее раздражение настойчивостью США в стремлении разыграть тайваньскую карту продемонстрировано вполне конкретно.

– Это и называется политикой. На мой взгляд, Китай и Америка не могут жить друг без друга. Поэтому никакой катастрофы для американо-китайских отношений не вижу. Это две мировые державы: одна на первом месте в мире по экономике, другая – на втором. Причём, между ними не столь уж и значительная разница: у КНР ВВП – $20 трлн, у США – $21 трлн. У них товарооборот – $788 млрд, и за последнее время он вырос, по разным данным, вырос на 23-25%. Так зачем им враждовать? Им друг без друга нечего делать.

Между ними – жёсткая экономическая конкуренция, и политика тут – всего лишь инструмент.

– То есть американцы только грозят разыграть тайваньскую карту, но делать этого, думаете, не будут?

– Для Китая Тайвань важен, только исходя из политических амбиций: мы – великая держава, это кусок нашей территории. Но бороться за остров военными способами, они никогда не будут, хотя и могут на этом сыграть.

Так же, как и американцы. Для них Тайвань – карта давления на Пекин. США нажимают на Китай но до определённого момента, потому что они тоже понимают, что на полноценные уступки он не пойдёт, что КНР выгодно иметь отношения с Россией – тут и ШОС, и Центральная Азия, и шёлковый путь», газ, нефть...

Фото: Алексей Малашенко
Доктор исторических наук, профессор Алексей Малашенко

– Вашингтон продавливает Пекин, чтобы он встал на сторону коллективного Запада в его конфликте с Россией. А этого не происходит. Китай старается показать, что он нейтрален…

– Они ничего не хотят показать, а исходят из собственных национальных интересов. Если Пекин сочтёт возможным прижать Россию, он это сделает. Не сочтёт, будет, как сейчас. А уж как эти интересы будут выглядеть через год, и как на них будет отражаться конфликт между Западом и Россией, поживём увидим.

Видите ли, если у американцев есть какие-то глобальные политические амбиции, то у китайцев их нет. В экономическом плане они идут, как цунами. Их ничто не остановит. Их можно притормозить, создать им какие-то трудности, не более того.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей