26.04.2022

Министерство в чрезвычайной ситуации

Под руководством врио главы МЧС Александра Чуприяна некогда самое образцовое ведомство швыряет из огня в полымя

Фото: МЧС

Таких политических долгожителей в статусе врио ещё поискать. За более чем семь месяцев, что Александр Чуприян возглавляет МЧС, ему так и не удалось избавиться от это малопочётной приставки - врио. Это тот редкий случай, когда нет ничего более постоянного, чем временное. Во всяком случае, для одного отдельно взятого чиновника.

И вряд ли дело только в том, что на чрезвычайное хозяйство Чуприян пришёл после ситуации, действительно, чрезвычайной – когда в сентябре прошлого года героически погиб его предшественник Евгений Зиничев, по-настоящему авторитетный руководитель, сравнение с которым нынешнему врио идёт, скажем откровенно, не на пользу. Не говоря уже о сравнении с основателем МЧС Сергеем Шойгу, который свою популярность начал заслуживать именно в этом ведомстве. Наверное, потому, что Шойгу не просто работал в МЧС, он им жил. Впрочем, несколько лет министерство возглавлял гораздо менее яркий Владимир Пучков, и ничего – без временной приставки обходился.

А вот Чуприян согласование в администрации президента на свое окончательное назначение не прошёл ни за месяц, ни за три, ни даже за полгода. Что само по себе – уже ситуация чрезвычайная. Особенно для ведомства, в котором давно назрела необходимость реформ. Правда, с инициативой их проведения в середине февраля выступил не временный глава ведомства, как следовало бы ожидать, а лично Владимир Путин. 

Именно президент на ежегодной коллегии МЧС поставил перед министерством несколько принципиально новых задач: до 2030 года обновить спасательную технику, ликвидировать дублирующие звенья в подразделениях и передать их в спасательные и пожарные службы, повысить эффективность работы системы гражданской обороны...

Вот только желание президента улучшить эффективность службы Александр Чуприян, видимо, воспринял так, как некоторые ретивые сограждане воспринимают необходимость Богу молиться.

В частности, близкий к кремлёвским инсайдерам телеграм-канал «Кремлевский мамковед» заметил:

«Когда страну начинает лихорадить от половодий, а первые весенние пожары скоро перейдут в летние, врио главы МЧС решил оптимизировать кадровую структуру ведомства, упразднив, к примеру, Управление стратегического планирования с передачей его подразделений Департаменту тылового обеспечения. Грубо говоря, теперь кладовщики будут отвечать за планирование спасательных операций.

Причём отсутствие стратегического мышления в министерстве уже чувствуется и в ближайшей перспективе приведёт к значительным проблемам. В частности, решение об увеличении численности ростовского управления на 3,5 тыс. человек, в условиях ВСО на первый взгляд кажущееся рациональным, на деле вызывает множество вопросов: в регионе сегодня достаточно спокойно, а усиление управления будет проведено за счёт сокращения штатов управлений в Крыму, граничащем с Херсонской областью Украины, в Белгородской области, которая чуть ли не в ежедневном режиме подвергается атакам ВСУ, и других приграничных управлений, где ситуация может обостриться в любой момент».

Прекрасно, конечно, что когда в понедельник полыхнуло нефтехранилище в Брянске, Александр Чуприян, кадровый пожарный, лично примчался туда из Москвы вспомнить горячую молодость, но все же главная обязанность образцового руководителя заключается не в том, чтобы лично лезть в огонь, а чтобы создать систему, способную чётко и оперативно гасить любые «пожары» в автоматическом режиме. 

Или взять цифровизацию. Не далее как в декабре прошлого года Чуприян рассказывал, будто она является одной из «основных задач МЧС помимо оперативного реагирования», на реализацию которой выделяется более миллиарда рублей ежегодно. Хотите знать результат? Несколько дней назад со скандалом своего поста лишился заместитель Чуприяна Виктор Ничипорчук. И как вы понимаете, лишился его совсем не за образцовую работу. Причём окончательное решение об увольнении чиновника принимал не его непосредственный шеф, а… да, снова президент России.

Такое впечатление, что глава МЧС носит фамилию Путин, а не Чуприян. Как будто у Путина сегодня других забот мало, как вместо профильного министра чрезвычайные ситуации разгребать и лично указывать, где тушить, а где спасать от половодья. 

Вряд ли президент, когда говорил о необходимости реформировании министерства, имел ввиду скоропалительный развал устоявшейся структуры исключительно ради создания видимости административной работы. Где-нибудь в коммерческой конторе такое, может быть, и прокатит, да и то не всегда, но в силовой структуре, которой по сути является МЧС, подобное приведёт только к оттоку профессионалов, со всей вытекающей отсюда чрезвычайщиной. 

Это понимал Шойгу, это понимал Зиничев. Поймёт ли Чуприян? Возможно. Но не факт. Возможно у него ведь была. Семь месяцев пребывания в статусе врио все же достаточный срок, чтобы осознать, что любые кадровые и структурные реформы оправданы, только если они идут во благо ведомству, а не ведут к его развалу. В противном случае, для временного главы министерства есть риск избавить не только от приставки врио, но и от должности вообще.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей