Пять вопросов о главном. Что будет после ухода из Херсона?

Всю прошлую неделю ситуация вокруг Херсона была в топе новостей. Российские войска в итоге покинули город. Что дальше, пытался понять «Собеседник»

Фото: соцсети

1. Разве о передислокации войск объявляют по телевизору?

Интрига о том, уйдут российские войска из города или битва за него станет вторым Сталинградом (приводили и такие сравнения, имея в том числе ввиду и значение той битвы как переломной в Великой Отечественной войне) держалась до последнего.

Выдвигались две основные версии: победа в Херсоне нужна Зеленскому, чтобы показать результат на встрече G20, которая стартует 15 ноября. Эвакуацию жителей из 15-километровой зоны вокруг города объявили не случайно, а чтобы развязать руки российским военным и организовать шквальный огонь по противнику, не думая о спасении мирных жителей. Остальные версии, по сути, были вариациями этих.

И вот 9 ноября генерал Сергей Суровикин доложил министру обороны о необходимости увести войска на левый берег. Доклад показали по центральным каналам ТВ…

Фото: скриншот
Доклад генерала Суровикина министру обороны

Западные наблюдатели увидели в этом ловушку – если русские что-то обещают, сделают наоборот. Возможно, поэтому и удалось вывести из Херсона, по официальным данным Минобороны, не только все 30 тысяч военнослужащих, но и всю технику, даже нуждающуюся в ремонте?

А если бы поверили? Ведь, собственно, так и произошло, как обещали: на следующий день начался вывод войск…

Фото: Алексей Леонков
Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков

– Объявили об этом во всеуслышание ещё и потому, чтобы исключить всевозможные инсинуации, – считает военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. – Хотя полностью их исключить, к сожалению, так и не удалось. Но когда назначали Суровикина, главная задача была – стабилизировать линию боевого соприкосновения. Причем таким образом, чтобы её нельзя было двигать на восток или на юг. Кстати, на левом берегу построены укрепрубежи лучше, чем те, что были на Херсонском плацдарме.

Фото: Виктор Литовкин
Военный эксперт полковник Виктор Литовкин

– Военная операция – это не только проведение тех или иных маневров. Это ещё и информационное прикрытие, и введение противника в заблуждение относительно твоих истинных целей, – дополняет коллегу военный эксперт полковник Виктор Литовкин. – Так что наши, как и обещали, вывели людей. Но никто же не сказал, что за этим может последовать и какие сюрпризы приготовлены противнику…

2. Проигрыш или ловушка?

– Херсон, конечно, не победа, но и не проигрыш. Когда мы говорим слово «проигрыш», подразумеваем поражение в битве. Но битвы за Херсон не было, – размышляет доцент факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. – Так что это наше отступление, не более того.

Фото: Андрей Суздальцев
Доцент факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев

– Украинцы говорят: не исключено, что и ловушка. Может быть, так и будет, – прогнозирует Леонков.

– Давайте не будем гадать и подождем, чем кончится противостояние на Днепре, – подводит итог Литовкин.

3. Зимняя передышка – стоит ли ждать?

Немало говорили в последние дни и о том, что, расположив войска по двум берегам Днепра, стороны «заморозят» на зиму и военные действия. Однако эксперты убеждены: об этом и речи быть не может.

Фото: соцсети
Берег левый, берег правый... Антоновский мост, ещё почти целый

– И почему это армия не будет воевать зимой? Когда такое было? – удивляется Леонков. – У нас даже обучение ВС имеет летний и зимний варианты. Да и техника испытывается в разных климатических условиях – от +50°С до -60°С.

– Думаю, никакой передышки зимой не будет, – согласен с коллегой Литовкин. – Это попросту невозможно: если мы приостановим боевые действия, произойдет перегруппировка сил противника, украинцы получат новую боевую технику, боеприпасы, построят инженерные оборонительные сооружения... Поэтому важно двигаться вперед. Это ведь как в шахматах: важно навязать противнику свой стиль игры, и пусть он думает, как обороняться. А когда не находит правильного ответа, он проигрывает.

Фото: соцсети
Антоновский мост больше не связывает два берега Днепра

4. Граница по Днепру – это реально?

– Эта идея муссировалась в западных СМИ. На уровне лиц, принимающих решения лиц я такого не слышал, – говорит Леонков. – Хотя допускаю, что есть большое количество людей, не военных, которые бы с удовольствием на это согласились, лишь бы домик в Куршавеле снова стал доступным, а их счета в швейцарских банках разблокировали.

– Граница по Днепру может быть какое-то время, но не постоянно, – считает Литовкин. – Раз Херсонская область принята в состав РФ и записана в нашей Конституции, проводить границу по Днепру бессмысленно.

Сколько людей осталось в Херсоне

До начала СВО в самом Херсоне насчитывалось 279 тыс. чел., а во всей агломерации (т.е. с прилегающими населёнными пунктами) – 450 тыс. чел.
22 июля замглавы ВГА региона Кирилл Стремоусов заявлял: в Херсоне, с учётом приехавших из окрестных сел жителей, – около 180 тыс. чел.
В ноябре генерал Суровикин сообщил: на левый берег Днепра эвакуировали порядка 115 тыс. мирных жителей.

5. Принуждение к переговорам?

Много копий в последние дни были сломаны на тему о том, был ли уход российских войск из Херсона «договорняком». В частности, высказывалась версия о том, что США дали понять России: если она уйдёт из Херсона, то Вашингтон надавит на Зеленского и посадит его за стол переговоров. А о чем могут сегодня договориться Москва и Киев?

– Действительно, такая версия высказывалась, – говорит Суздальцев. – Но в нынешней ситуации, когда в Россию вошли 4 области Украины плюс Крым, о чем можно договариваться? О том, чтобы расчленить Украину? Но для Запада это означает поражение, а для Киева – разгром. Не очень понятно, какие могут быть переговоры при таких условиях, какие форматы они могут иметь.

– А замораживание конфликта?

– Такая версия также высказывалась. Замораживание – это когда переговоры не идут, просто обе стороны по умолчанию прекращают боевые действия. Это, замечу, не перемирие – боевые действия могут быть возобновлены в любой момент.

Кстати, на Украине более 90% населения считает, что победят они. Такая уверенность основывается на нескольких тезисах. Назову два. Первый: невозможно, чтобы Украина проиграла, так как её поддерживают 56 стран Запада. Второй: Запад не потерпит победы России. А раз так, то Украина, находящаяся под покровительством Запада, победит.

– Насколько реалистичны эти тезисы, на ваш взгляд?

– Видите ли, ещё до этого конфликта с Украиной мы, международники, знали: с Западом у нас ядерный паритет, а вот по обычному вооружению Россия после распада СССР сильно отстаёт от НАТО. Грустно сознавать, но оказалось, что наша академическая наука, выходит, ничего не знает о собственной стране.

Ведь что в итоге выяснилось? Украинскую армию, снаряженную еще советским оружием, российские ВС разбили в конце июля. Потом была пауза, после которой на Украине появилась новая армия – славянский боевой состав, прекрасно подготовленный на Западе и снаряженный достаточно новым НАТОвским оружием. С этой армией воевать тяжело. Но мы воюем и держимся. То есть держимся против всего НАТО. Отсюда и нервничает Запад, отсюда и разговоры о переговорах.

– Другими словами – на данном этапе переговоры бесперспективны?

– Не исключаю, что будут какие-то паузные соглашения (то же замораживание). Что касается других форматов, думаю, они маловероятны, даже невозможны: претензии Запада и Украины к России таковы, что предполагают капитуляцию. А это неминуемый раздел государства.

Кстати, почему-то и западные, и наши эксперты, как мантру, повторяют: любая война заканчивается переговорами. Это неправда. В истории есть масса примеров, замороженных конфликтов. Так, Столетняя война закончилась через 400 лет после того, как завершились боевые действия. Или возьмите корейскую войну: мирный договор между КНДР и Южной Кореей так и не подписан. Или, допустим, Приднестровье. Поэтому вариант заморозки – вполне рабочий. Но весьма трудно представить, что на него пойдёт украинская сторона.

Фото: соцсети
похороны Кирилла Стремоусова

Гибель Стремоусова: банальное ДТП или теракт?

9 ноября замглавы ВГА Херсонской области Кирилл Стремоусов, часто рассказывавщий в эфирах разных ТВ-каналов о том, что происходит в регионе, погиб в ДТП.

В этой аварии много странного. Так, по официальному сообщению, ДТП было спровоцировано встречным грузовиком. Удар был столь сильный, что усиленный броней джип Стремоусова оторвался от шасси. Между тем виновник аварии сразу же исчез. Не было сообщений ни о задержании водителя грузовика, ни о том, кому принадлежит этот автомобиль. Кроме того, в сети есть снимки разбитого джипа Стремоусова, но нет ни одного фото, где был бы запечатлён и тот самый грузовик…

Неудивительно, что многие склоняются к версии об убийстве.

Фото: соцсети
Место аварии, где погиб Стремоусов

11 ноября Стремоусова похоронили в Симферополе. Гроб был открытым, но лицо покойного закрыто белой накидкой...

Фото: соцсети
Прощание со Стремоусовым в Симферополе.
Фото: соцсети
Стремоусова похоронили на центральном городском кладбище Симферополя

Рубрика: Общество

Поделиться статьей