10.11.2022

«Росгеология» может докопаться до саморазрушения

Под руководством Сергея Горькова и главы Минприроды Александра Козлова «Росгеология» и ее компании погрязли в судах на миллиарды рублей.

Отбиться «Росгеологии» от исков не помогают ни туповатые юристы, ни даже подделка документов. Само Росгео за последний год получило судебные претензии на 3 млрд рублей - при том, что за все предыдущие годы эта сумма не превышала 5,5 млрд. 

Компания Горькова регулярно срывает крупные госконтракты, один из последних - на бурение глубокой параметрической скважины Чамбэнская 1 в Красноярском крае за 1,9 млрд рублей, которую Росгео обещало сдать еще в конце 2019 года. Субподрядчиком топ-менеджеры Горькова выбрали дочернюю компанию НПЦ «Недра», которое уже тогда балансировало на грани рентабельности, а в этом году показало убытки в 345 млн рублей. Заказчик Центрсибнедра обещанного ждал три года, однако весной у него терпение лопнуло и вылилось в иск к подрядчику на возмещение 1,84 млрд рублей убытков и взыскании 9,5 млн рублей штрафа. Интересно, что «Недра» так и не заплатили поставщику оборудования для бурения Чамбэнской скважины «ПФ Сокол», и в октябре тот предупредил о намерении подать на банкротство «Недр». Куда ушли 1,9 млрд в Росгео - неизвестно. 

Кроме того, Росгео принялось с сокрушительной силой уничтожать лесной фонд РФ. Только за этот год госкомпания получила более 30 исков, и львиную долю из них - от региональных властей с требованием провести работы по лесовосстановлению после своих раскопок. Однако Росгео, ссылаясь на новые нормы закона, наотрез отказывается за собой убирать - в итоге суды тянутся годами, а леса Сибири и Урала выглядят как после бомбежки. 

Дочерние компании Росгео стабильно держат заданный Горьковым тренд. Так, «Северо-Кавказское Производственно-Геологическое Объединение» закончило прошлый год с убытком в 2,8 млн рублей, а штат с 2019 года сократился на 175 сотрудников - хотя до прихода Горькова объединение получило крупный заказ на оценочные работы Гитче-Тырныаузского рудного поля для добычи золота. С 2021 года организация не смогла выиграть ни одного тендера. «Иркутскгеофизика» при выручке в 1,2 млрд в прошлом году показала убытки в 16 млн рублей, оренбургское АО «Компания Вотемиро» - 25 млн рублей. 

Питерское «Внигри - Геологоразведка» отплясывает на граблях, «забывая» вносить плату за аренду земли. Несколько лет назад компания проиграла в суде Росимуществу сначала 2,8 млн рублей, затем 4,5 млн, после этого - еще более 600 тысяч рублей, но выводов не сделало и в ноябре этого года огребло от мэрии Санкт-Петербурга новый иск на 318 тысяч рублей, потому что с 2020 года не оплачивало аренду. Юристы «Внигри - Геологоразведки» в судах беспомощно ссылались на пропуск сроков исковой давности, однако убедить в этом судей так и не смогли.

АО "Арктические Морские Инженерно-Геологические Экспедиции" (АМИГЭ) почему-то решило, что может безнаказанно месяцами тянуть с оплатой услуг «Мурманскому морскому рыбному порту», который обслуживал во время стоянки и погрузки научно-исследовательское судно «Бавенит» и вывозил с него мусор. Обозленный порт подал в суд и тоже выиграл дело. Но АМИГЭ следует корпоративным ценностям Росгео и также любит пляски на граблях, поэтому решило кинуть на 5 млн рублей предпринимателя Гусева, который также обслуживал «Бавенит». С мая АМИГЭ в судах тянет кота за выступающие части тела, под разными предлогами требуя перенести заседание - однако исход очевиден: деньги придется перечислить и Гусеву, и юристам, которые полгода сочиняют сказки для судьи Мурманского арбитража.

«Дальневосточное ПГО» в качестве единственного поставщика зарабатывает на госконтрактах по сдаче в аренду своих площадей в Благовещенске и Владивостоке, оплату по собственным заказам срывает и закономерно получает судебные иски на миллионы рублей, а пару лет назад компания спровоцировала громкий скандал с незаконным увольнением десятков сотрудников. «Севморнефтегеофизика», которая в прошлом году выставила на продажу исследовательское судно НИС «Академик Намёткин» (действительно, зачем нужно судно, если нет исследований?), при выручке в 3,7 млрд рублей в прошлом году получило прибыль всего в 35,3 млн - такой серьезный разрыв может говорить о выводе средств из компании. Схожая ситуация и в АМИГЭ: выручка составила 1 млрд рублей, а чистая прибыль не превысила 31 млн. 

В попытке отмыться компании Росгео не гнушаются даже подделкой документов. К примеру, «Центральная геофизическая экспедиция» отказалась платить по госконтракту клининговой компании, а в Московский Арбитраж юристы экспедиции в мае 2021-го принесли копию акта сдачи-приемки оказанных услуг с возражениями и штрафом, «забыв» захватить подлинник документа. К их беде свой оригинал принесли истцы - и оказалось, что никаких возражений ЦГЭ к клинингу не выдвигала. В итоге дочке Росгео пришлось отдать зажиленные 1,5 млн рублей. 

Разруха в одной из ключевых госкорпораций страны не смущает Сергея Горькова: за первое полугодие он уже выписал себе с заместителями 214 млн рублей вознаграждения, а впереди еще годовые премии. Несмотря на убытки Росгео, суммы на содержание гендиректора и его друзей только растут - в прошлом году за первое полугодие Горьков & Co отстегнули себе лишь 187 млн рублей, а за весь 2021 положили в карман 264 млн. Так что кризисный для отрасли 2022-ой обещает стать успешным для топ-менеджмента Росгео. 

Если ситуация будет развиваться так же в дальнейшем, структура Росгеологии, создаваемая годами еще с советских времен, может быть просто развалена усилиями Горькова и Козлова. Воссоздать ее будет очень непросто.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей