Неизвестная история. Конец нацистской доктрины

Ее создатель – Альфред Розенберг – закончил свои дни на виселице

Фото: архивные фото из книги И. Баринова

17 июля 1942-го началась Сталинградская битва, преломившая ход Великой Отечественной войны, ставшая началом конца третьего рейха и его человеконенавистнической доктрины превосходства арийской расы. Доктрины, которую разрабатывал и пестовал балтийский немец Альфред Розенберг, родившийся в Российской империи и воспитанный в любви к русской культуре...

Как стала возможной такая метаморфоза, «Собеседнику» рассказал кандидат исторических наук Игорь БАРИНОВ. Он был первым, кто создал критическую биографию этого идеолога нацистов, используя в том числе и неизвестные ранее документы.

Фото: Андрей Струнин
кандидат исторических наук Игорь Баринов

Многочисленная родня

– Розенберг происходил из весьма обеспеченной семьи из Ревеля (Таллин). Мать умерла, когда Альфреду было 2 месяца. Отец был директором филиала крупной немецкой торговой фирмы, абсолютно технократичный человек, который ходил не в церковь, а в кегельбан. Он умер, когда мальчику исполнилось 10 лет. Дед Альфреда занимался инвестициями. Впоследствии он стал опекуном внука и оплачивал все его расходы.

Фото: архивные фото из книги Игоря Баринова

У Розенберга была масса влиятельных родственников по всей Российской империи. Его дядя – старший брат матери – был бакинским вице-губернатором (а при советской власти – замнаркома финансов Азербайджанской ССР). Возглавлял казенную палату, то есть во времена империи в его ведении находился сбор налогов, причем не только в Азербайджане, но и в Дагестане и Туркмении.

Кстати, 21-летний Альфред Розенберг приезжал в Баку на золотую свадьбу бабушки и дедушки (родителей матери) в 1913-м.

Еще один дядя (муж сестры матери) на паях с дедом купил хлопковую плантацию недалеко от Баку. Двоюродный дядя держал врачебную практику в Батуме. А его тетка по отцу была воспитательницей евангелического детского приюта в Москве... Были родственники и в других городах страны.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

Любопытно, что оставшиеся в Советской России родственники до нападения Гитлера на СССР в 1941-м террору не подвергались. Думаю, они пострадали во многом именно из-за Альфреда, который стал к тому времени главным идеологом нацистской Германии. У следователя НКВД, который вел дело Розенбергов в Азербайджане, на столе было разложено целое генеалогическое древо семейства: кто кому кем приходится. Там было указано человек пятьдесят.

Дипломный проект – крематорий

– Как было принято в таких семьях, юноша должен был получить техническое образование: затраты на него быстро окупались высокими зарплатами технарей. Розенберг поступил в Политехнический институт в Риге. А в разгар Первой мировой, в апреле-мае 1915-го, когда началось германское наступление, большинство рижских учебных заведений были эвакуированы. Институт, где учился Розенберг, оказался в Москве. Где он в итоге и доучивался.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

По одной из версий, дипломным проектом будущего архитектора Альфреда Розенберга был крематорий. Выглядит символично, согласитесь.

На самом деле, точно никто не знает, так ли это: в Риге сохранилось только временное свидетельство об окончании им института. Оно перечеркнуто, а это значит, что дипломный проект он защитил, и ему был выдан соответствующий документ об окончании вуза.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

Розенберг был в Москве, когда произошла Февральская революция 1917-го. А вот Октябрьская застала его в Ревеле. В январе 1918-го он съездил в Москву на защиту диплома и снова вернулся в Эстонию, где попытался записаться добровольцем в германскую армию, но его не взяли, так как он приехал из Советской России: после заключения Брестского мира таких отфильтровывали, как вероятных носителей большевистской пропаганды. Такой вот парадокс.

«Миф», заразивший Германию

– Замечательный гуманист философ Мераб Мамардашвили говорил: страшно не жить в своем сне – страшно проснуться в чужом. Германия в одночасье проснулась в жутком сне Розенберга. Наполненные ненавистью и мнимым превосходством арийской расы идеи он почерпнул из популярной литературы того времени. Они наложились в его голове на личные взгляды...

Осенью 1918-го Розенберг уезжает в Германию, а через год знакомится с Гитлером, который был впечатлен балтийским немцем. Гитлер вообще питал некую слабость к людям, закончившим вуз. Потому что был чуть ли единственным среди высшего круга нацистов, у кого не было даже среднего образования:за плечами Геринга была военная академия, Геббельс был доктором философии… Вообще ученая степень не была редкостью среди нацистских функционеров. Другой вопрос, на что они обратили свои знания.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

Храбростью Альфред не отличался, хотя в то время ходил с оружием и не упускал случая похвастаться, что вооружен и очень опасен. Как только начались аресты, он тут же сбежал в Австрию. Отсиделся в Зальцбурге, а в Мюнхен вернулся, когда опасность миновала.

В 1930-м он с помпой презентовал Гитлеру свое главное произведение – «Миф ХХ века», которое должно было стать чуть ли не новым Евангелием для будущей Германии. И уже в 1935-м критика «Мифа» стала в стране наказуемым деянием. Эта объёмная книга с претензией на интеллектуальность с 1930 по 1944 год выдержала 249 (!) переизданий, имела более чем миллионный тираж и обернулась жуткой реальностью для десятков миллионов людей. Так, известно, что «Миф» оказал огромное влияние на Рудольфа Хесса, будущего коменданта лагеря смерти Освенцим. Лагеря, который станет символом нацистской политики уничтожения...

Мальчик для битья

– Несмотря на то, что Розенберг занимал кучу должностей, и все они звучали довольно громко, практической нагрузки не имели. Самому Розенбергу хотелось думать, что он – особа, приближенная к фюреру. Он претендовал на роль пророка. На самом деле каких-то особых отношений у них не было. За время войны Гитлер принял его всего несколько раз.

Фюрер предпочитал постоянно сталкивать своих соратников лбами. Так, назначив Розенберга главой внешнеполитического партийного ведомства, он не мог не понимать, что это будет дублировать работу Риббентропа (МИД) и Геббельса (как главы внешнеполитической организации Министерства пропаганды).

Также Розенберга назначили ответственным за вывоз ценностей с оккупированных территорий СССР. Но аналогичную функцию выполняли ведомства Риббентропа, Гиммлера и других.

По сути, Розенберг был удобен исключительно с инструментальной точки зрения. Он, как бы сейчас сказали, производил некоторое количество контента, который нацисты использовали в своих целях. Розенберг же это легитимизировал – как давний и преданный соратник фюрера.

Над ним открыто иронизировали Геринг, Геббельс и другие высокопоставленные нацисты, у него были весьма натянутые отношения с Гиммлером…

Когда нацисты пришли к власти, Розенберг уже примеривал китель главы МИДа. Но – увы… Хотел быть министром пропаганды. И снова неудача. Хотел стать заместителем Гитлера по партии. Но и тут его обошли.

Гитлер, впрочем, назначил Розенберга управляющим «восточными территориями». В его дневниках нет упоминания о том, что он мечтал управлять своей бывшей родиной, хотя в итоге был не против, надеясь хотя бы здесь реализовать свои амбиции.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

Но, мне представляется, что это опять-таки было сделано неслучайно. Снова столкновение лбами: на оккупированных территориях каждый управлял как хотел – там было по нескольку администраций, подчинявшихся разным ведомствам (военным, СС и т.д.). Так, рейхскомиссар Кох, с одной стороны, подчинялся ведомству Розенберга – Министерству восточных территорий, а с другой, будучи гауляйтером Восточной Пруссии, - партии, т.е. Борману. Кох прямо заявлял Розенбергу: ты мне не указ. Последнего это сильно уязвляло. Он стал пить

Впрочем, оскорбленное самолюбие Розенберга Гитлер затыкал деньгами. На него сыпались постоянные премии, гонорары… Розенберг купил виллу в Берлине, обставил ее антиквариатом, приобрел поместье в Австрии. А его жена постоянно обналичивала чеки.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

Чуть не избежал виселицы

– Розенберг, как один из руководителей рейха, предстал перед Нюрнбергским трибуналом. Но у него был хороший адвокат и он – раз за разом – обходил обвинения.

Розенберг защищался так. Он говорил: «Я никого не убивал, это делали Гиммлер, Борман и другие, а я сидел в кабинете, писал книжки… Да и мои книжки вы превратно понимаете – я же ссылался на Канта, Гегеля и т. д. Я лишь скомпилировал более ранние учения. А как это было использовано Гиммлером и прочими, вопрос не ко мне...»

И так вплоть до последних дней процесса. В итоге при вынесении приговора французский обвинитель даже высказался за пожизненное заключение, а не за смертную казнь.

Фото: архивное фото из книги Игоря Баринова

Что-то сдвинулось лишь весной 1946-го, когда нашли документы возглавляемого им Министерства восточных территорий, под эгидой которого на оккупированных землях происходил террор и разграбление культурных ценностей.

16 октября 1946-го смертный приговор идеологу нацизма был приведен в исполнение.

«В нацистской партии было много аутсайдеров, но по рождению и воспитанию Розенберг находился на обочине намного дальше, чем большинство из них».
- Роберт Сэсил, британский историк

Рубрика: Общество

Поделиться статьей