Последний день ИКЕА

Финальная распродажа товаров уходящей из России шведской компании стала для её сотрудников тяжёлым испытанием

Фото: Global Look Press

«Он улетел! Но он обещал вернуться!» – восклицала Фрекен Бок голосом неподражаемой Фаины Раневской в легендарном советском мультфильме про шведского непоседу Карлсона. А вот шведская компания ИКЕА с российского рынка формально не «улетела». «Розничный бизнес в России остаётся на паузе», – официально заявили в компании. Но и вернуться не обещала.

Прощальное помахивание ручкой проходило с 27 июня по 1 июля. Именно в эти дни сеть устроила закрытую распродажу всего, что осталось лежать на полках в не работающих с марта магазинах. Продавали исключительно сотрудникам – так сказать, финальный подарок перед неминуемым увольнением. Распродажа превратилась в настоящую вакханалию.

Из истории вопроса

Мало кто знает, но ИКЕА – вообще-то не шведская, а нидерландская компания! Йа, йа! Да, её основали в Швеции – Феодор Ингвар Кампрад, швед немецкого происхождения, – в 1943 году. Ему тогда было всего 17 лет. Кстати, аббревиатура IKEA расшифровывается как Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd, это имя и фамилия основателя и название фермы Эльмтарюд в пригороде Агуннарюд, где он родился.
1 января 2012 года IKEA осуществила внутреннюю перепродажу своего бренда за 11 миллиардов 200 миллионов долларов. Продавцом выступила зарегистрированная в Лихтенштейне компания Interogo, подконтрольная Кампраду, а покупателем – дочерняя компания самой IKEA, голландская Ikea Systems.
Однако в своих рекламных и маркетинговых кампаниях ИКЕА сей факт не афиширует, сохраняя в оформлении цвета шведского флага и вообще всячески позиционируя себя как шведская компания.

«Спокойствие, только спокойствие!»

– Двери в ад открываются через 15 минут! – послышался чей-то зычный голос. Толпа вяло реагирует лёгким смешком. На часах – 9 часов 45 минут.

У центрального входа в один из московских магазинов ИКЕА уже столько народу, что к дверям не протолкнуться. Сотни человек стоят плотными рядами, переминаясь с ноги на ногу. Многие отрешённо читают ленты новостей в телефоне, кто-то допивает последние капли принесённой с собой водички и вытирает заканчивающимися бумажными салфетками пот с лица. Они, эти лица, усталые, невыспавшиеся и тоскливые. Лица тех самых сотрудников, которых ИКЕА одарила возможностью эксклюзивного выкупа непроданного товара.

И чего ж они не рады? «Да мы тут с 5 утра торчим, как проклятые!» – усмехается стоящий рядом со мной паренёк. Оказывается, если отойти из плотных рядов даже в туалет, обратно на своё место уже не вернёшься, придётся вставать в конец. И даже написанный чёрным фломастером номер на руке не поможет.

Фото: стоп-кадр / 360 Химки

А всем важно пройти внутрь в числе первых – чтобы унести побольше. Ну, как пройти – вбежать. Ровно в 10 часов железная решётка, что защищала вход от выдавливания, поднимается – и гонка началась!

Сотрудники несутся в торговые залы так быстро, что позавидовали бы любые столичные «Весёлые старты» для поправки здоровья. Впрочем, здесь здоровье поправить не получится – наоборот, как бы не травмироваться! Сотрудники бегут к стеллажам, сшибая и друг друга, и все на своём пути. С грохотом, который слышен даже тем, кто остался за дверями, падают упаковки с тяжёлыми столешницами... Вот кому-то на ногу упала табуретка, а кто-то чуть не сорвал ноготь, не рассчитав, сколько коробок с лампами сможет поднять за раз...

Наблюдать за этим грустно. В некогда семейном магазине, куда родители с детьми или влюблённые парочки ходили, чтобы полюбоваться уютом в залах и что-то перенять для себя, творилось форменное безумие. Залетел бы сюда на минуточку Карлсон – точно бы крикнул голосом Василия Ливанова коронное: «Спокойствие, только спокойствие!» А пока в торговом центре доносились совсем другие крики:

– Акулу, главное, акулу не забудь! Ну, сколько унесёшь! Давай, давай быстрее!

На выходе убегавшихся и упахавшихся сотрудников, которые тащили на себе больше, чем тяжелоатлеты на Олимпийских играх, такими вот кричалками, как у фанатов на стадионе, встречали родные и близкие. Кого-то – мама с папой, кого-то – муж или жена, многих – друзья и знакомые. Они же потом помогали донести добычу до машин.

Фото: стоп-кадр / 360 Химки

Проскочить вместе с работниками ни у кого из них не вышло: электронные именные пропуска здесь проверяли строже, чем паспорт на кассе в супермаркете у тех, кто молодо выглядит и не прочь по этому или другому поводу выпить.

В рамках опроса, проведённого Левада-Центром (признан в РФ иностранным агентом), выяснилось, что наибольшее сожаление респонденты выразили по поводу ухода IKEA – 26%, на втором месте McDonald,s – 14%, на третьем – Zara с 10%. В Москве более четверти жителей уже скучают по IKEA.

«Малыш, а как же я?!»

И так продолжалось пять суток. Столь большой срок распродажи наводил на мысли, что ИКЕА дала своим сотрудникам это время не просто чтобы они купили на память то, что им не пришло в голову приобрести за все годы работы. Ведь все необходимое или желаемое в этом магазине можно купить максимум за один день. Да какой там день – за несколько часов. Зачем же распродажу так растянули? Ответ на условиях анонимности поведал один из сотрудников, держа в руках сразу десять акул Блохэй – он пристроил их под мышками так ловко и искусно, что, увидь это худрук цирка Никулина на Цветном бульваре, взял бы к себе в труппу без лишних просмотров.

– Нам дали напоследок заработать. Теперь все, что удалось купить, будем потихонечку продавать на «Авито» – в разы дороже, разумеется. Кто-то, знаю, даже кредит в банке взял на 500 тысяч рублей, надеясь, что в будущем эти вложения окупятся в разы. Многие в России ведь стали настоящими фанатами ИКЕА и не представляют свою жизнь именно без икеевских сервизов, мебели, текстиля, но особенно – без свечек и подсвечников. А акула Блохэй – вообще самый культовый товар. Она должна быть дома у любого уважающего себя последователя ИКЕА.

Фото: соцсети

Акула же эта помогала раскусить коварные планы сотрудников по скупке товаров не только для собственных нужд. Известно, что своему персоналу компания всегда, и в этот раз тоже, все продаёт со значительной скидкой, но злоупотреблять этим нельзя, то есть нельзя покупать не для себя и уж тем более на перепродажу. Но тут, как я заметила, на кассах на это закрывали глаза, пробивая по десять и даже по сто (!) одинаковых позиций. Пробивали свои же, такие же сотрудники, которым в свободный день от смены за эту пятидневку предстоял похожий забег.

И тут бы Карлсон спросил: «Малыш, а как же я?!» ИКЕА, а нам, твоим верным покупателям с многолетним стажем, что делать? А нам ИКЕА предлагала купить – по обычным ценам – оставшиеся товары онлайн, через сайт. Если что останется, конечно. Забеги для обычных покупателей в физических магазинах решили не проводить: может, побоялись возможных исков за потенциальные травмы. Дело-то, как я поглядела, непростое и опасное. Дату распродажи для всех официально так и не объявили, на сайте было написано расплывчато: «через несколько дней». Но работники по секрету говорили, что это будет 1 июля. Потом – 5 июля. Многие, не дожидаясь последнего дня ИКЕА, находили тех же сотрудников в соцсетях и умоляли купить на распродаже что-то из «их» списка. Те, кто не отказывался, брали комиссию – от 30 до 90 процентов.

Повезло тем, кто вышел на реальных представителей ИКЕА, а не на враз образовавшихся мошенников, которые просили перевести предоплату на карточку и, разумеется, исчезали. Вот так некогда крутую компанию с самыми передовыми западными принципами превратили в обычный «Совок», где тоже торговали из-под полы и где писали номера фломастером на ладонях в очереди. Хотя, конечно, акулой Блохэй в СССР не спекулировали – не изобрели ещё тогда эту симпатичную игрушку.

Теги: #ИКЕА, #Санкции

Рубрика: Общество

Поделиться статьей