Питон, обвивший жертву кольцами

Мы должны смотреть не только на сиюминутные, а на средне- и долгосрочные последствия технического дефолта

Фото: архив

Как это было в 1998-м...

Нынешний искусственный дефолт это ещё один шаг к изоляции России от внешнего мира. Немедленные последствия этого – то, что российское правительство (а следом банки и компании) лишаются доступа к внешним рынкам заимствований. Впрочем, сейчас это мало актуально для обеих сторон – из-за санкций, отключения РФ от SWIFT, замораживания российских активов за рубежом… В общем, в настоящее время ни российские эмитенты не будут стремиться на внешние рынки, ни иностранные инвесторы не будут заинтересованы в покупке российского долга.

Но мы должны смотреть не только на сиюминутные, а на средне- и долгосрочные последствия. А в перспективе признание технического дефолта России надолго станет серьёзным препятствием для иностранных инвесторов к возвращению в российскую экономику.

Ситуация ведь не ограничивается лишь объявлением технического дефолта России. Существует несколько этапов.

Первый состоялся 27 мая, когда, собственно, он и был объявлен. Второй мы наблюдаем сейчас. Обычно считается, что нарушение платежей, возможно, было вызвано каким-то форс-мажором, поэтому даётся месяц на то, чтобы ликвидировать его последствия. После этого объявляют (чаще всего это делают рейтинговые агентства) дефолт уже состоявшимся – не техническим. Напомню, что три главных рейтинговых агентств мира ушли из нашей страны ещё в феврале, а сейчас некоторые из них уже признали дефолт России.

Третий этап – это юридическое признание дефолта. Оно наступает, если четверть держателей облигаций подают в суд с требованием признать эмитента нарушившим обязательства. В этом случае возникает кросс-дефолт.

Это ситуация, когда дефолт объявляется по всем облигациям эмитента (в данном случае, российского правительства). Другими словами, владельцы всех облигаций могут требовать немедленного погашения обязательств. В некоторых случаях это распространяется не только на ценные бумаги государства, но и компаний страны, допустившей дефолт. Теоретически инвесторы в этом случае могут требовать, чтобы суд обратил их требования и на имущество эмитента.

Правда, имущество государства обычно считается защищённым суверенитетом, но неясно, как поведут себя наши западные партнёры в нынешней ситуации.

С другой стороны, неясно, наберётся ли среди держателей облигаций 25% тех, кто потребует объявить юридический дефолт, поскольку примерно половина владельцев бумаг – это российские банки и компании, даже граждане. И сейчас ЦБ РФ выдвинул идею выпустить для всех желающих замещающие облигации. Другими словами старые, не обслуживаемые еврооблигации обменяют на новые, которые, как я понимаю, будут обслуживаться в рублях. Поэтому у российских держателей, предполагаю, нет ни стимула, ни возможностей требовать дефолта.

Что касается оставшихся владельцев облигаций, часть из них относится к так называемым дружественным странам. Но вот остальные – это кредиторы из Европы, у которых есть и стимулы, и возможности подать в суд.

Можно ли такой дефолт назвать снежком, способным спустить с гор лавину? Думаю, все же нет. Я бы сравнил это с ситуацией, когда питон уже обвил свою жертву кольцами, и вот накинул ещё одно, скажем, на правую ногу своей добычи. Ничего хорошего, но, с другой стороны, и прежних колец уже хватает.

Так или иначе, объявленный России технический дефолт закрепляет долгосрочную изоляцию нашей экономики от мира, – заключает экономист. – По сути, это перевод стрелки развития экономики с магистрального пути на тупиковый (ни одна страна в изоляции процветании не добилась), где она будет стагнировать, возможно, десятилетиями.

Шансы избежать этого есть, но, думаю, они лежат исключительно в политической плоскости. Экономическими мерами, на мой взгляд, тут что-то трудно сделать. Посмотрите, как дозировано тот же Китай развивает с нами сотрудничество: в целом импорт из этой страны сократился после февраля. Это показывает, что в КНР тоже опасаются санкций и не готовы подставляться, так как западные рынки для них важнее сотрудничества с Россией.

Поделиться статьей