Фото с историей: Скромный обед Шукшиных

Василий Макарович сам выкладывал плитку на кухне и боялся Останкинскую башню

Фото: Анатолий Ковтун

Актёр, писатель, режиссёр Василий Шукшин с супругой и дочерьми последние два года проживал недалеко от ВДНХ в четырёхкомнатной квартире на улице Бочкова. Именно там и была сделана эта фотография.

Фото: Анатолий Ковтун

Рюмка водки на стене

Фотограф Анатолий Ковтун весной 1974 года (примерно за полгода до смерти актёра) задумал сделать фотоочерк о жизни Василия Шукшина. Когда он пришёл в Союз кинематографистов, чтобы взять домашний телефон Василия Макаровича, над ним посмеялись: мол, это бесполезно – все знают, что Шукшин редко общается с журналистами, а фотографироваться вовсе не любит. Отказывал даже иностранным корреспондентам.

– Но я всё-таки набрался смелости и предложил ему сниматься в разных ситуациях, – вспоминает в разговоре с нами Анатолий Иванович. – Поначалу он отказывался, но после уговоров всё-таки согласился. Почему? Для меня до сих пор это остаётся тайной.

У меня была задача – создать в фотографиях его образ. Начиная с портрета, ну а потом: чем занимается, показать его профессиональную деятельность, какой он отец, какой муж и так далее.

Уже дома, выслушав мой план работы, Василий Макарович снова отказался, сказал, что у него нет на это времени. Честно сказать, я тогда растерялся. Заметив это, он предложил мне выпить кофе или чай. Тут уже я отказался: нет, давайте работать. И мы стали импровизировать.

Начали снимать в его кабинете, потом перешли на кухню. Время было далеко ещё не обеденное, но Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина выложила на стол продукты, чтобы начать готовить. Хотелось снять их за обедом, но ждать, пока она приготовит что-нибудь, времени не было. Я заволновался. Тогда Лидия Николаевна достала какой-то готовый суп, выставила на стол. Они смеялись, шутили: мол, благодаря тебе мы пораньше пообедаем. Несколько месяцев я снимал его на улице, на съёмочной площадке, во время прогулок с детьми.

История брака

Василий и Лидия впервые увиделись в начале 1960-х, когда оба учились во ВГИКе. Как вспоминает актриса, поначалу Василий был ей неприятен – слишком груб, этакий солдафон. Затем они в 1964 году встретились на съёмках фильма «Какое оно, море?» Именно тогда в поезде, идущем в Крым, Лидия была потрясена умением Василия рассказывать. Тогда и возникли обоюдные чувства. Актёры были несвободны в браках, но оставили своих избранников и поженились. У них родились две дочери, которые тоже стали актрисами.

Две дочери Шукшиных – Ольга и Мария – во время этой съёмки в кадр не попали, поскольку тогда находились в детском саду.

– До этой встречи я спрашивал у общих знакомых, что же за человек Шукшин, – продолжает рассказ Ковтун. – Почти все говорили, что он суровый, не любит просто так общаться. Цельный, закрытый, даже в чем-то жёсткий. Но я удивился: он оказался нормальным, мягким, интеллигентным человеком. Во время съёмки предлагал какие-то сюжеты: а давайте я так сяду, а давайте так сделаем. Я очень волновался. Он же для меня был кумиром.

По словам фотографа, квартира у Шукшиных была уютной, большой. До этого семья ютилась в маленькой двухкомнатной квартирке в районе Свиблово. Многое в доме на Бочкова было сделано руками Василия Макаровича. Например, он сам выкладывал особым узором плитку на кухне, которую можно заметить на заднем плане этого снимка. Среди этих узоров есть изображение рюмки. Кстати, как вспоминает актёр Станислав Садальский, незадолго до переезда Шукшиных в эту квартиру заработала Останкинская башня, которая находится недалеко от улицы Бочкова. И Василий Макарович часто в шутку спрашивал супругу: «Лида, как думаешь: если башня упадёт, на….я на наш дом?!»

«Да люблю я тебя, дурочку!»

Как вспоминают жена и дочери Василия Шукшина, в быту он был неприхотлив: что супруга приготовит, тем и питался. Сам у плиты не любил возиться, да и некогда было: если не снимался или снимал, то писал в своём кабинете. Но все знали, что главный в доме всё-таки Василий Макарович, а супруга подстраивается под него. К излишествам в быту относился спокойно, у него даже машины своей никогда не было, хотя мог бы себе позволить.

– Папа очень любил маму, хотя чувства свои выражал скупо, – вспоминает дочь артистов Мария Шукшина. – Только когда взрывался, в пылу кричал: «Да люблю я тебя, дурочку!»

Известно, что Василий Шукшин был очень ревнивым, устраивал скандалы супруге, когда та задерживалась где-нибудь. Как часто вспоминает Лидия Николаевна, однажды он приехал из командировки на день раньше, а жену дома не застал, с детьми находилась племянница. Лидия Николаевна пришла поздно, после ресторана. Василий Макарович набросился на неё и здорово побил. Как потом оказалось, он даже хотел убить её, настолько был в ярости. Потом просил прощения.

– Во время нашей работы Шукшин много говорил о Степане Разине, делился, что давно мечтает снять фильм об этом человеке, но киноначальники не разрешают, – рассказывает Анатолий Ковтун. – Как признавался, в этой картине на примере истории он хотел показать, что происходит в нашей стране, поскольку был настоящим гражданином. Когда квартирные съёмки Шукшина закончились, я привёз отпечатанные «контрольки» Лидии Николаевне, самого хозяина не было дома. Ей съёмка очень понравилась, и я получил разрешение на публикацию.

Последние фотографии Шукшина Ковтун сделал во время съёмок фильма «Они сражались за Родину».

– Там я окончательно понял, что он из себя представляет в общении с другими людьми. Чувствительный человек, добрый, внимательный. Для меня это было очередным открытием. А его жёсткость – это была маска, ширма, которая его оберегала от людей. И это было понятно – человек популярный, каждый хотел прикоснуться к нему, поговорить, выпить, – говорит Анатолий Иванович.

Фото в граните

Именно во время работы на этом фильме Сергея Бондарчука Василий Макарович скончался. Панихида состоялась в Доме кино. Говорят, что до последнего никто не знал, где же будут хоронить Шукшина. Брежнев, который тогда находился с рабочей поездкой в Германии, разрешил похоронить его на элитном Новодевичьем кладбище. Этого добился Бондарчук. На могиле Шукшина установлен портрет работы фотографа Анатолия Ковтуна, который он сделал в тот же день, когда был создан кадр на кухне.

Поделиться статьей