Искусство против ВИЧ: книги и сериалы, посвящённые «чуме 20 века»

В день Всемирного дня борьбы со СПИДом «Собеседник» вспомнил, как режиссёры, художники и писатели осмысляли эту тему в искусстве

Фото: Global Look Press

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. По официальным данным ВОЗ, около 40 млн человек в мире живут с ВИЧ. В России – около миллиона инфицированных (из расчета на 100 тысяч населения это в 10 раз больше, чем в Евросоюзе). От СПИДа скончались Фредди Меркьюри, Айзек Азимов, Рудольф Нуриев, Мишель Фуко, Энтони Перкинс. В день Всемирного дня борьбы с ВИЧ «Собеседник» вспомнил, как режиссеры, художники и писатели осмысляли эту тему в своем искусстве.

Красная лента

Нью-йоркский художник Фрэнк Мур в 1991 году придумал красную ленту – международный символ борьбы с эпидемией ВИЧ. Обнаружив у себя положительный статус, он основал правозащитную группу Visual AIDS. Благодаря их усилиям, музей Метрополитен учредил грант для больных художников и начал коллекционировать их работы. В PR-кампании акции солидарности в борьбе со СПИДом участвовали голливудские звезды, которые появлялись во всех публичных местах с приколотой на платья и лацканы пиджаков красными ленточками. В их числе – Джереми Айронс и Элизабет Тейлор. Основатель проекта Патрик О'Коннелл вспоминал:  «Это было похоже на войну, о которой знали только мы. Тысячи людей умирали от СПИДа. Мы чувствовали, что должны сделать проблему видимой».

Сериал «Звоните ДиКаприо!», 2018

В 2018-м все обсуждали сериал Жоры Крыжовникова, который после комедий «Горько» и «Самый лучший день» неожиданно взялся за «такую серьёзную тему» и сделал народный хит. Александр Петров и Андрей Бурковский играют двух братьев – полных антиподов. Егор – популярная звезда медицинского ситкома, а Лев – неудачник, который никак не может пробиться. В основе их отношений – зависть, которая, как чеховское ружье, в финале обязательно выстрелит – да ещё с библейском размахом.

В завязке истории наш баловень судьбы узнает о своём диагнозе и от отчаяния становится на путь саморазрушения – спит с женщинами и заражает их... Для написания сценария Андрей Першин и его соавтор Евгения Хрипкова ходили на экскурсию в бюджетные стационары для лечения больных ВИЧ-инфекций и, видимо, насмотрелись там ужасов и показали нам на экране.

«Нулевой пациент», 2022

Ещё более смелый и честный разговор про ВИЧ затеяли режиссеры Сергей Трофимов и Евгений Стычкин в сериале «Нулевой пациент», вышедший летом на Кинопоиске. Это история о первой вспышке эпидемии в Элисте в 1988-м.

В столице Калмыцкой ССР умирают груднички и маленькие дети. Молодой врач Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) бьёт тревогу и вызывает из Москвы эпидемиолога Дмитрия Гончарова (Никита Ефремов). ВИЧ распространяется из-за замалчивания табуированной темы и отсутствия информирования населения. Все повально считают, что это касается только прогнившего капиталистического Запада – наркоманы и люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а в СССР таких нет.

В общем, проблем для героев выше крыши. Тем более, к компании наших бравых мушкетёров присоединяется журналист-правдоруб (Евгений Стычкин). Вместе они пытаются предотвратить катастрофу, пока не стало совсем поздно.

«ВИЧ-положительная» Кэмрин Гарретт

Трогательный янг-эдалт от Popcornbooks про солидарность и недопустимость травли ВИЧ-положительных людей.

Симона Гарсия-Хэмптон учится в новой школе, у неё появились новые подруги, она ставит школьный мюзикл и влюбляется в спортсмена Майлза. Вы спросите, а куда делась её прежняя жизнь? Девушка вынуждена была бежать из предыдущей школы из-за травли, поэтому в новом коллектива она решила не рассказывать о своём ВИЧ-положительном статусе. Однако однажды Симона получает записку с угрозой: если она не перестанет общаться с Майлзом, о её «постыдном» секрете узнают все…

Фото: Подписные издания

«Мы умели верить» Ребекка Маккай

Роман «Мы умели верить» Ребекки Маккай рассказывает о том, как в США в консервативные 1980-е – годы правления Рональда Рейгана также пытались не выпячивать проблему, а эпидемия тем временем ещё больше разрасталась. У книги две сюжетные линии разворачиваются параллельно: в 1985-м амбициозный галерист из Чикаго Йель охотится за шедеврами, а в его богемском окружении распространяется ВИЧ. В 2015-м Фиона едет в Париж, чтобы вытащить свою дочь из секты. В Америке этот роман в 2018 году стал литературной сенсацией. В 2021-м в издательстве Livebook вышел перевод на русский.

Фото: Подписные издания
Поделиться статьей