Евдокия Германова: «Я пришла к Табакову, разуверившись в жизни и профессии»

Актриса собрала воспоминания о великом артисте, у которого она училась

«Комплекс полноценности. Рецепты» – так называется новая книга воспоминаний об Олеге Табакове. В сборник, составленный Евдокией Германовой, вошли в первую очередь мемуары учеников Олега Павловича о мастере. Поговорить об издании собрались в столичном Доме книги.

Евдокия Германова сейчас уже не просто актриса, но и сама театральный педагог. И на Табакова смотрит как на учителя, черпая у него приёмы воспитания молодых артистов.

– Он отбирал учеников, чтобы у каждого было энергии, как у атома солнца. Вторым фактором была глубина колодца: глубина эмоциональной памяти, умение чувствовать, опыт. И третий параметр – долговременная игра в предлагаемых обстоятельствах, предполагающая доверие не только к актёрам, но и ко всем людям вообще, – рассказала Евдокия Германова.

Фото: Агентство «Москва»
Евдокия Германова

Эти знания Олег Табаков передавал своим ученикам, вселяя в них уверенность и позволяя добиться достоверности в прочтении ролей.

– Я снималась с Табаковым в фильме «Розыгрыш», и в одной сцене мы должны были играть вместе. Но он не мог, и поэтому моя часть и его снимались в разные дни. Не получилось встретиться и на озвучании, – вспоминает актриса. – А потом я побоялась к нему поступать, думала, что не смогу. И пришла только через шесть лет в отчаянном состоянии, разуверившись в жизни и в профессии. Я думала тогда: «Нет уж, товарищи мхатовцы-гитисовцы, я не буду подстраиваться под вас, я буду такая, как есть». И когда я пришла к нему, оказалось, что мои ощущения полностью совпали с его видением.

Евдокия Германова поступила на курс Табакова в ГИТИСе в 1981 году. Из 29 человек, попавших на него, актриса к концу обучения осталась одна. Это был второй курс, который Табакову позволили набрать в театральном институте.

Василий Мищенко окончил самый первый табаковский курс, набранный в 1976 году. Актёр называет его несчастным: многие выпускники покинули мир слишком рано. Среди них Елена Майорова и Игорь Нефедов. Было и ещё одно несчастье.

– Мы вместе с Олегом Павловичем мечтали создать свой театр, – рассказал Мищенко на презентации. – В 1980-м, в год выпуска, к нам приехал министр культуры Демичев. Посмотрел спектакль «Маугли», который поставил Костя Райкин как режиссёр, и спросил, куда нас распределили. Я сказал: «В Брянск». – «Ну, вот туда, в Брянск, и поезжай, а Олег Павлович будет к вам наведываться». И нас всех разбросало по разным театрам.

Но были и весёлые истории. О юморе на занятиях (и не только) вспоминала Евдокия Германова:

– Когда я в 1986-м получила Гран-при за лучшую женскую роль в фильме «Нам не дано предугадать...», на радостях первым делом ему позвонила. Табаков мне ответил: «Я на совещании, перезвоню позже». И положил трубку. Я тогда расстроилась, что никто за меня не радуется. Как мне потом рассказывали, он, положив трубку, сказал: «Вот видите, мои ученики уже премии получают».

– Однажды зимой я пришёл из общежития на занятия в каком-то сюртучке, больше похожем на пиджак, чем на зимнюю одежду. И он меня спрашивает: «Васенко (Табаков меня называл Васенко или Васисуалием, в зависимости от настроения, и я сразу понимал, что сейчас будет ругать или наоборот), ты что, в этом ходишь?» Я ответил, что да, – вспомнил Василий Мищенко. – Он промолчал, а на следующий день дал ключи и попросил принести из багажника своей белой «Волги» коробку. Достал оттуда вельветовое пальто и попросил меня примерить. Оно мне было велико, но как откажешь? Табаков сказал: «Вот в этом и ходи теперь». 

Актёр уверен, что мечта Табакова сбылась. Театр, который он хотел сотворить, у него появился.

Поделиться статьей