Как на «Архстоянии» счастье искали

С 29 по 31 июля в калужской деревне Никола-Ленивец проходил самый крупный фестиваль ландшафтных объектов в России

Фото: Александр Кожин

На три дня жители больших городов променяли блага цивилизации на природу, палатки и странное современное искусство.

Темой нынешнего фестиваля ландшафтных объектов в России «Архстояние» стало понятие «счастье», которое в текущей повестке оказалось под вопросом. Художники, перформеры и музыканты отправили зрителей в одиссею в поисках точек опоры и света в конце тёмного туннеля. Место за 200 км от Москвы, что называется, намоленное – более 500 лет назад великое Стояние на Угре положило конец ордынскому игу на Руси. 

Справка

Знаменитый арт-парк «Никола-Ленивец» был создан в 2010 году вокруг маленькой деревни в Калужской области. На живописном природном ландшафте известные художники и архитекторы создали арт-объекты и инсталляции из природного материала – сено, снег, дрова, лоза. По концепции не должно быть ничего такого, чего нельзя сыскать в крестьянском хозяйстве или окрестном лесу. Каждый год парк посещают более 160 тыс. туристов.

Кола с щавелем

В июле парк-деревня Никола-Ленивец превращается в палаточный лагерь с фуд-кортами, вечеринками и огненными шоу. «Архстояние» уже несколько лет собирает огромную аудиторию творческих людей, желающих потусоваться на природе. На парковке в чистом поле несколько тысяч машин – люди приезжают большими компаниями, семьями – с детьми и собаками.

Фото: Александр Кожин

У фестиваля ленд-арта необычный формат. Здесь нет привычной сцены посреди поляны, где вокруг собираются люди и пассивно слушают известных музыкантов. Здесь ты попадаешь в поток бесконечного движа – и дальше тебя уносит на его волнах все дальше и дальше.

Говоришь, никогда не интересовался насекомыми? И вдруг оказываешься в толпе из 30 человек и, открыв рот, взахлёб слушаешь экскурсию о дневных и ночных бабочках. Не плачешь прилюдно? И вдруг на перформансе у «Стены плача» неожиданно для себя выплёскиваешь накопившиеся эмоции. Драматурги этого психоделического действа Анна Гилева, Ню Симакина, Анастасия Сазонова и Валерия Абрамова утверждают вслед за учёными, что достаточно всего 12 минут плача, чтобы почувствовать себя лучше. И действительно, через пять минут ты уже смеёшься шуткам новых знакомых, потягивая из трубочки колу с щавелем.

Креатив из мусора

Первым делом гости направляются исследовать новые арт-объекты, инсталляции, произведения искусства, органично вписанные в природный ландшафт. Главной премьерой фестиваля стала исполинская башня из вторсырья «Мавзолей мечты». 

Архитектор Тотан Кузембаев, известный нашумевшими проектами необычных «парящих» домов, создал 29-метровый памятник экогрехам человечества – новый арт-объект, самое высокое сооружение за всю историю «Архстояния». Каждый ярус состоит из разных отходов, которые мы оставляем после себя: кости животных, битое стекло, пластиковые бутылки, ржавый металл. Венчают спирально закрученную башню искусственные пальмы.

Фото: Александр Кожин

– По форме это сооружение напоминает мне Пизанскую башню, которая накренилась вбок и, кажется, вот-вот обвалится, – поделилась с «Собеседником» студентка из Питера Светлана Егорова. – Или Вавилонскую башню: пока строили, переругались, все разрушили, а дальше уже пришлось лепить из говна и палок. Люди оставляют после себя тонны мусора, черепа и кости и выж-женные земли. А пальмы вверху скорее всего символизируют природные силы. Что бы человек ни делал, какой бы вред ни наносил окружающей среде, природа все равно возвышается.

Напротив башни на стульчиках в несколько рядов расположились люди и в наушниках слушают аудиоспектакль режиссёра Дмитрия Волкострелова.

– Издалека наушников не видно, и у меня возникло ощущение, что народ собрался поглазеть на казнь, – рассказал о своих впечатлениях ещё один гость фестиваля, индивидуальный предприниматель Кирилл Кузнецов. 

Фото: Александр Кожин

А что на самом деле имел в виду автор «Мавзолея мечты»? По концепции Тотана Кузембаева, пока мы шли по пути технического прогресса к лучшей жизни, мы постепенно уничтожали планету. В итоге природные ресурсы закончились и мы остались с пластмассовыми цветами и пальмами. 

Аквариум для людей

Резиденция под открытым небом для многих стала альтернативой недоступного для многих курортного отдыха. В «Зоне абсолютной беззаботности» художник и скульптор Сергей Шеховцов пригласил визитёров позагорать или просто расслабиться в гигантском «Аквариуме» без воды и рыбок размером 4 на 6 метров.

Художница Дарья Лисицына придумала развлечение из детства – грязевую ванну прямо посреди леса. 

Проспать весь фестиваль предлагал художник Роман Сакин. «Здоровый сон сегодня как никогда стал дефицитом и, к моему удивлению, настоящей территорией свободы, – объяснил он посетителям «Санатория сна». – Люди во сне в это время увидели невероятные сюжеты, которые невозможно цензурировать и контролировать». Прямо посреди леса автор сонной арт-терапии на свежем воздухе выстроил ряд кроватей и познакомил желающих с теорией Мельникова о том, как правильно спать.

Разнообразие авторских взглядов на счастье поражает воображение. Давний участник «Архстояния» архитектор и художник Александр Бродский представил уже четвертую работу – инсталляцию «Шесть соток». Такая мера счастья была в СССР – разрешённая площадь садового или дачного участка. Гости бродили в лабиринте непрозрачных заборов высотой в два метра и пытались представить, что за ними, – внутрь не попасть. 

Зато подглядывать в замочную скважину разрешалось в местах встреч от Дмитрия Волкострелова. 

А команда художниц – Юлия Назар, Света Демина, Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксенова – увидела счастье с высоты птичьего полёта. Обычная автовышка поднимала участников с завязанными глазами на 21 метр.

Фото: Александр Кожин

«Архстояние-2022» получилось о том, как пережить тёмную ночь, чтобы в конце её встретить яркий рассвет. Сбежавшие на природу жители Москвы и Санкт-Петербурга три дня собирали счастье по осколкам. Арт-терапия, свежий воздух и счастливые лица в любом случае выполнили роль антидепрессанта. 

Самый терапевтический эффект возымел аттракцион от художников бюро son architecture, которые придумали 300-метровую «чёрную полосу»: если идти по ней довольно долго, когда-нибудь она непременно закончится.

Поделиться статьей