«Десять негритят решили пообедать...» Юбилей народного кино

Исполнилось 35 лет детективному триллеру Одесской киностудии

Десять человек оказываются в замке на острове, где, кроме них, никого больше нет. Каждого пригласили особым письмом. В течение нескольких дней их по одному убивают, следуя считалочке «Десять негритят решили пообедать...» Оказывается, это совершает самосуд судья, у которого когда-то не получилось приговорить их к смерти за разного рода деяния. В этом году исполнилось 35 лет фильму «Десять негритят».

«Десять негритят», детективный триллер, Одесская киностудия, 1987 г.

Хронометраж: 130 минут (2 серии)

Автор сценария и режиссёр: Станислав Говорухин
В ролях: Владимир Зельдин, Александр Кайдановский, Татьяна Друбич, Людмила Максакова, Алексей Жарков, Анатолий Ромашин и другие. 
Голос на пластинке звучит в исполнении Игоря Ясуловича.
Сегодня в живых из десяти актёров, снимавшихся в фильме, осталось лишь четверо: Алексей Золотницкий (дворецкий Роджерс), Ирина Терещенко (горничная), Татьяна Друбич (Вера) и Людмила Максакова (мисс Брент).

Шторм смыл декорации

Режиссёр картины Станислав Говорухин признавался, что всегда был равнодушен к произведениям Агаты Кристи. И только «Десять негритят» его «очень заволновали». Причём именно роман, а не пьеса, которую сама Кристи переписала, сделав совсем другую концовку: там, в отличие от книги, герои выживают. 

«Я много раз думал об этой экранизации, но картину посчитали безыдейной, к тому же детектив – жанр, презираемый в те времена, – вспоминал Станислав Сергеевич. – Поэтому и не позволяли это сделать». И только когда в стране началась перестройка, Говорухину удалось пробить свою идею. По иронии судьбы картина «Десять негритят» стала десятой в творческой карьере режиссёра. 

Съёмки проходили по всему Крыму: интерьеры снимали в Алупке в Воронцовском дворце и в ялтинском «Ласточкином гнезде», длинную лестницу на острове – в Мисхоре, скалы – в Симеизе, сцены на болоте – на очистных сооружениях... Дом, где обитали герои, соорудили из фанеры по образу дворца «Ласточкино гнездо» на скале. Но за день до начала съёмок разразился настоящий ураган со штормом, и фанерный дом разрушился. В срочном порядке декорации восстанавливали заново за сутки. 

– Снимали сцену, где моего героя убивают топором, – вспоминает актёр Алексей Золотницкий (мистер Роджерс). – Меня облили искусственной кровью и оставили на пять минут полежать на какой-то поленнице. И тут у Воронцовского дворца, где шли съёмки, появляется группа туристов. Экскурсовод им показывает, рассказывает. Вдруг они видят меня, лежащего в «крови», и кто-то начал истошно кричать. Я повернул голову в их сторону... Всю эту группу просто смыло. Было весело!

Считалочка

«Десять негритят решили пообедать, 

один вдруг поперхнулся – и их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом, 

один не смог проснуться – и их осталось восемь.

Восемь негритят пошли гулять, затем 

один не возвратился – и их осталось семь.

Семь негритят махали топором, 

один себя перерубил – остались вшестером.

Шесть негритят пошли в ульи играть, 

одного ужалил шмель – и их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили, 

засудили одного – осталось их четыре.

Четыре негритёнка пошли купаться в море, 

один попался на приманку – их осталось трое.

Пошли в зверинец погулять все трое, 

одного загрыз медведь – и их осталось двое.

Двое негритят легли на солнцепёке, 

одни сгорел – и вот один, несчастный, одинокий.

Последний негритёнок посмотрел устало, 

повесился – и никого не стало...»

Фото: Кинопоиск
На съёмках фильма

Максакова рулила съёмочной группой

По воспоминаниям актёров, режиссёр Говорухин снимал этот фильм легко, как бы играючи, даже лениво. Да и всех актёров утвердил без проб. В период съёмок вместо репетиций часто любил просто посидеть и поиграть с кем-нибудь в шахматы. Режиссёра тоже можно заметить в одном из кадров фильма: когда в начале картины чья-то рука расставляет фигурки негритят. В отражении блестящего стола видно, что это делает сам Говорухин с сигарой. 

– Мне кажется, Станислав Сергеевич так подходил к делу: взял профессиональных актёров, а свою роль обозначал – выстроить кадр и скомандовать «Мотор!» А уже артисты сами играли, – рассказывает Людмила Максакова (мисс Брент). – Работа в этом фильме для меня началась с казуса. Поговорить о роли я пришла домой к Говорухину в Одессе, где он кормил меня бараниной, и я зачем-то запивала её холодной водой. И на следующий день, когда должны быть кинопробы, я не могла разогнуться, заболела. Улетела в Москву: думаю, не судьба. А потом меня вызвали на съёмку без всяких проб. 

Кстати, Максаковой пришлось однажды выступить и в роли режиссёра. Дело в том, что Говорухин в тот период снимался в фильме «Асса» и не смог вовремя прилететь на уже запланированные съёмки. И тогда, чтобы съёмочный день не пропадал, Людмила Васильевна, что называется, встала у руля, командовала оператору, актёрам «Мотор!» или «Стоп! Снято!» 

Актёр Алексей Жарков (Уильям Блор) очень переживал, когда снимали эпизод, в котором на голову его героя падает со второго этажа статуэтка медведя. И хотя выполнена она была из лёгкого папье-маше, Жарков все равно подкладывал под шляпу что-нибудь мягкое, чтобы удар не был таким сильным. 

Татьяну Друбич спасли из петли

Трудно далась одна из последних сцен, когда на острове остаются герои Татьяны Друбич (Вера Клейторн) и Александра Кайдановского (Филипп Ломбард). Девушка убивает из пистолета мужчину, и тот падает в воду. Снимали в начале декабря, когда вода уже была холодная, к тому же начались постоянные штормы. Поэтому за Кайдановского в воду падал каскадёр. Дублёр в воде плавал и вместо Анатолия Ромашина, героя которого – доктора Армстронга – сбрасывают со скалы. В море летел, конечно, манекен. 

– Я была изумлена, когда увидела картину, потому что на площадке мне так всё это не представлялось, – делится Татьяна Друбич. – Да, были замечательно сделанные декорации, мы все выглядели хорошо, но то, что получится такое произведение, не ожидала. В этом заслуга только Говорухина. На съёмках со мной была двухлетняя дочь Анечка. Она мне и помогла в финальной сцене, когда моя героиня вешается. Меня подвесили на специальное приспособление, как парашют. И... забыли про меня. И тут я почувствовала, что верёвка начинает давить горло по-настоящему, я задыхаюсь. И вот Анечка, увидев это, закричала, позвала людей, и меня спасли. 

Актриса не успела досняться в этой сцене до конца – уехала на другие съёмки. И тогда ноги висевшей в петле героини сняли отдельно, эту «роль» сыграла одна из гримёрш съёмочной группы. 

– Помню, после съёмок фильма Саша Абдулов (Марстон) меня спросил: «А кто же всё-таки всех убивал?» Я удивилась. А он: «Ну, меня же первого там убивают. Поэтому и сценарий прочитал только до этого места», – смеётся Татьяна Друбич. 

Финал фильма стал неожиданным для зрителя: убийца – судья Уоргрейв, которого «убили» в середине фильма – вдруг оживает. К слову, исполнитель этой роли Владимир Зельдин, вопреки актёрским суевериям, не побоялся сыграть мёртвого. 

– Я даже не ожидал, что эта моя роль будет пользоваться таким успехом, – признавался Владимир Михайлович. 

Как ни странно, поначалу чиновники из Госкино и критики не приняли фильм «Десять негритят». Им картина показалась пустой: мол, смысла в ней нет. Но по итогам проката 1987 года фильм вышел на третье место.

Теги: #Кино

Рубрика: Культура и ТВ

Поделиться статьей