«Юра Шатунов. Наш Юра – вот его позывные»

Постоянные гастроли и суды с Андреем Разиным подорвали здоровье певца, полагают его друзья

Фото: ВКонтакте / Юрий Шатунов

В ночь на 23 июня скоропостижно скончался бывший солист некогда самой популярной поп-группы страны «Ласковый май» Юрий Шатунов. Ему было 48 лет. Официальный диагноз – инфаркт. В последние полгода артист много гастролировал по России, и на осень у него были расписаны концерты почти на каждый день. Такой плотный график, а ещё суды с бывшим продюсером «Ласкового мая» Андреем Разиным за право исполнять песни группы подкосили здоровье артиста, считают многие его друзья и знакомые.

«Юра никогда не жаловался на здоровье»

– До сих пор поверить в смерть Юры не могу! Нахожусь в шоке! Эта новость действительно как гром среди ясного неба, – вздыхает телеведущая Лера Кудрявцева. – Здоровый, молодой, талантливый… Не знаю, что могло произойти?! Юра ведь никогда не жаловался на здоровье, любил жизнь! Мы же были знакомы более 30 лет, когда я ещё жила в Усть-Каменогорске, куда он приезжал на гастроли с «Ласковым маем». Мне тогда было 18 лет, ему – 15. Мы не были совсем близкими друзьями, но периодически пересекались, переписывались, созванивались. Да, Юра долго судился с Разиным, и он нервничал, психовал, негодовал… Мы гадать можем все что угодно, почему случилась эта смерть. Наверное, нервы не выдержали, хотя обвинять кого-то голословно не могу.

– С Юрой мы в последнее время часто пересекались на телевизионных площадках, здоровались. Не так плотно общались, но я практически всегда все о нём знал, поскольку много общих друзей. И я обрадовался, когда недавно Шатунов выиграл суд у Разина по правам на исполнение песен, – рассказывает бывший солист группы «На-На» Владимир Левкин. – Ещё меня радовало, когда он стал выпускать свои песни уже с другим восприятием мира. Многие ведь ждали от него ТОГО Шатунова, а он стал и петь по-другому, и преподносить материал, чувствовалось уже другое отношение к музыке. У него всегда была такая непосредственность, радостное мироощущение.

Фото: ВКонтакте / Юрий Шатунов

Вспоминаю один случай, когда мы обедали у него на даче. В компании были и Алла Пугачева, и Бари Алибасов. Юрка с таким удовольствием ел суп, причмокивая. Алибасов сделал ему замечание: «Ты же интеллигентный артист, не ешь так!» У Шатунова ложка в руках застыла. А Пугачева успокоила его: «Юра, не слушай никого, черпай. Тебе можно». А насчёт Разина… Ну, он же король пиара и эпатажа. Когда Юра плотно засел в Германии, Андрей тут раздул столько слухов.

– Я даже не понимаю, зачем Разину нужно было затевать эти разборки, запрещать исполнять песни и так далее, – удивляется бывшая солистка группы «Мираж» Наталья Гулькина. – Могли бы с Юрой договориться, причём он был таким мягким и добрым человеком, что в этом сложностей бы не было.

А знаете, что Шатунов был этаким провидцем, что ли! Как-то мы ездили с совместным концертным туром по Германии. А я в тот период любила по утрам бегать каждый день. В какой бы город я ни приезжала, то устраивала пробежки. И вот как-то в одном немецком городке Шатунов подходит ко мне и говорит: «Наташ, ты сегодня не бегай. Мне приснилось, что ты вышла из гостиницы и потерялась, мы тебя потом с полицией искали».

Я посмеялась и отправилась на пробежку. Так красиво было вокруг. К тому же какие-то зайцы там передо мной бежали. И я так увлеклась наблюдениями, что забыла, куда сворачивала. Заблудилась. Названия отеля не помню, на моём гостиничном номерке никаких надписей, немецкий язык не знаю. Больше часа я искала дорогу, кое-как нашла…

Конечно, то, что случилось с Юрой – все из-за переживаний. Он же не был таким мужиком, который «сопли на кулак» наматывал, все держал в себе. Вот и получились раны на сердце. А может, у него была генетическая предрасположенность к инфаркту?! Мы же не знаем. А у врачей он часто не проверялся. Жил, нёсся вперёд, работал, очень любил свою семью.

«Он и взрослым не утратил свою детскость»

– В самом начале 2000-х, помню, мы с бригадой других артистов эстрады ездили на гастроли по южным городам России – Адлер, Лазаревское, Анапа, Геленджик и так далее, – рассказывает эстрадный продюсер и артист Рудольф Разжигаев. – И вот в Анапе на летней эстраде перед нашим выступлением был концерт Юры Шатунова. И он со своими музыкантами попросил отсидеться в нашей общей гримёрке. Когда после нашего выступления мы туда зашли, увидели их, сидящих на полу. Они боялись выйти оттуда, поскольку столпились поклонницы и ждали появления Шатунова. При этом заглядывали в окна, а Юра прятался, делал вид, что его там уже нет. Такая популярность его окружала всю жизнь. Юра был очень добрым, светлым, талантливым, простым человеком. Он и взрослым не утратил свою детскость, которая была в его глазах.

– Васильевич – так его немного иронично называло близкое окружение. Ему это совершенно не шло. Юра Шатунов, наш Юра – вот его позывные, – делится поэт-песенник Александр Шаганов. – Только человек с незамутнённым внутренним миром, с чистым миром в душе мог так влюбить в себя за считаные месяцы весь огромный Советский Союз.

Фото: ВКонтакте / Юрий Шатунов

Феномен его песен не в вокальных данных. Ничего не понимающие глупцы мерили его дарование по эстрадным клише, а оно совсем в другом – в «свойскости». Он был свой, родной, близкий, понятный в каждой семье. И чем дальше от столиц, тем и ещё ближе, и созвучнее. Феномен и в том, что его поколение передвигалось вместе с ним, он не утратил его доверия. Люди приходили на концерт Шатунова, как на подзарядку своих юношеских батареек, юношеских надежд. В общем-то, Шатунов, пожалуй, самый народный исполнитель последних лет. Избранный самим зрителем вопреки снобистской редактуре. И до сих пор редкий поезд дальнего следования РЖД обходится без трансляции его репертуара в вагонах. С ним уютно простым людям. С Юрой я был знаком совсем немного. Он записал демоверсию песни «Тучи», что потом прогремела в исполнении «Иванушек». Только бестолковый его директорат не смог обеспечить уже полновесную запись. Я потом, встречаясь, всегда говорил: «О, первый исполнитель "Туч"!»

Шатунов улыбался. Улыбка у него была из разряда «гагаринских». Ну, собственно, это понятно всем. Его не забудут. Будут пытаться повторять интонацию. Но дело не в голосе, дело в сердце, которым он и расплатился.

Поделиться статьей