Он стал братом для целого поколения. Правда Сергея Бодрова

В этом году исполняется 20 лет трагедии в Кармадонском ущелье, где погибла съёмочная группа во главе с Бодровым-младшим. Разбираемся, почему популярность актёра со временем только растёт, даже после его смерти

Фото: Кинопоиск

Мечтал быть мусорщиком

Растянутый свитер, чистый взгляд, искренняя и бесшабашная улыбка – Сергей Бодров сегодня снова в моде. Хотя быть модным он сам никогда не стремился.

Сын папы-режиссёра и мамы-искусствоведа вообще не собирался быть актёром. Первая детская мечта мальчика из интеллигентной семьи была водить мусорную машину, обязательно оранжевого цвета.

Про своё детство он говорил, что любил одиночество и «отлично сам собой обходился».

– В школе я сначала учился хорошо. Потом, правда, класса с 6-го перестал делать уроки, потому что времени было жалко. Но читать и думать о смысле жизни не переставал. Это важно, – говорил сам Сергей Бодров о своём детстве.

Повзрослев, Бодров выбрал путь искусствоведа – с красным дипломом закончил отделение истории и теории искусства истфака МГУ, поступил в аспирантуру. Собирал материал для диссертации так же, как делал все в жизни – на все сто процентов: три года ездил в Италию, чтобы изучать венецианское искусство, а зарабатывал на жизнь в Европе, устроившись спасателем на пляже.

Первая в жизни роль в кино досталась ему случайно. Бодров-старший снимал «Кавказского пленника» про чеченскую войну.

– Сразу было очевидно, что один из героев – Меньшиков. Второго никак не мог найти. И тогда Серёжа предложил: «Попробуй меня», – рассказывал Бодров-старший, режиссёр картины и отец Сергея.

К военной тематике у мальчика с детства был особый интерес.

– Бабушка у меня мировая. Она медсестра, наверно, лет пятьдесят работает в Морозовской больнице. На войне была разведчицей, всё по полной программе: вражеские «языки», подбитые танки, ордена Славы, прорывы из окружения... Бабушка – закачаешься! – говорил сам Сергей. В детстве он бесконечно просил бабушку и деда, прошедших войну, рассказывать, «как там было».

– Он никогда не был инфантилен, даже в самые ранние годы. Его привезли ко мне на дачу семиклассником, и уже тогда про Серёжу нельзя было сказать «мальчик», – рассказал друг семьи Юрий Данилин. – И дело тут в том, наверное, что Серёжа рос в исключительно дружелюбной среде, в прекрасной семье. Никто с ним не сюсюкал, каждый был занят своим делом, но атмосфера была настолько тёплой, что он рос абсолютно свободным. У него рано сформировался свой вкус и взгляды. Ну где вы ещё найдёте ученика, который к окончанию школы знал бы три языка в совершенстве, который проводил бы большую часть времени в Библиотеке имени Ленина? Причём он никогда не был отличником. Никому из нас не приходило в голову, что Серёжа в итоге займётся кино. Бодров-старший оберегал его от киношных затей. Но, тем не менее, брал с собой на съёмки и поручал ему маленькие эпизодические роли. Главная роль в «Кавказском пленнике» тоже стала в какой-то мере случайностью. Большой Серёжа сомневался, считал, что сложилась безвыходная ситуация, он не ожидал, что его собственный сын окажется таким зрелым и интересным человеком.

«Не артист»

«Я не артист», – говорил о себе Бодров, даже когда к нему пришёл первый успех, потом второй и главный. В фильмах «Брат» и «Брат-2» сошлись два гения – Сергея Бодрова и Алексея Балабанова. Причём сошлись сразу – они подружились с первой секунды знакомства.

– Я познакомился с ним на «Кинотавре». Подошёл, спрашиваю: «Давай кино сделаем бесплатно?» Он сказал: «Давай», – вспоминал Алексей Балабанов первую встречу с Бодровым.

– Знаете, почему я стал сниматься у Балабанова в «Брате»? – объяснял своё решение сам Бодров. – Первое, что он сказал, когда мы познакомились, было: «Хочешь, сделаем вместе кино?» Не «хочешь сниматься у меня в кино?», а именно – «хочешь, сделаем вместе?» Другие режиссёры обычно так не говорят. Балабанов – типичный свердловский пассионарий. При этом Лёша начисто лишён звёздного лоска и, сделавшись самым продвинутым русским режиссёром, продолжает ездить на работу на велике и подкалывать джинсы булавочкой.

На съёмках «Брата» все было по-родственному и как на одном дыхании: актёры снимались почти за бесплатно, просто ради драйва и хорошего кино, на площадке перекусывали принесёнными из дома обедами. Знаменитый бодровский свитер был куплен в секонд-хенде за 35 рублей. Сценарий был написан за неделю, а сняли все за месяц на плёнку «Кодак», которая осталась от иностранцев, работавших в Питере над «Анной Карениной».

В кино сразу влюбились зрители, а критики восприняли высокомерно. СМИ разносили фильм за расизм, жестокость и романтизацию криминала.

– Брат – это некое состояние первобытности, – объяснял феномен картины сам Бодров. – Состояние, когда сидят люди возле пещеры у огня, вокруг первобытный хаос. И вот встаёт один из этих людей и говорит: «Да будет так: мы будем защищать женщину, хранить вот этот костёр, защищать своего брата и убивать своих врагов». И всё. Для меня Данила Багров – это не просто роль. Роль для меня – это не профессия. Это поступок, который совершаешь.

– Он был настолько правдив – в любом своём движении, слове, поступке, что ничем это было не перебить, не исказить. Помните момент, когда Данила Багров едет в такси и говорит таксисту: «Я родину люблю». Серёжа так это сказал – так естественно и честно, что Сергей Астахов, наш оператор, заплакал, – вспомнила историю со съёмочной площадки художник по костюмам Надежда Васильева. – Бодров в жизни простые вроде бы слова «Я люблю свою жену», «Я люблю своих детей», «Я люблю свою родину» говорил настолько искренне, беспафосно и от сердца, что сразу понятно было: он действительно любит. Ему верили, потому что он никогда не врал.

Фото: Global Look Press

Самые известные цитаты из «Брата» и «Брата-2»

– Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней.
– Скоро всей вашей Америке кирдык.
– Are you gangsters? (Вы гангстеры?) – No, we are Russians. (Нет, мы русские.)
– Эх, встретил бы я тебя в сорок третьем под Курском!
– Кто брата тронет – завалю!
– Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!
– Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим.

Дарил подарки просто так

На съёмочной площадке «Брата», да и всех последующих фильмов Бодрова, не было никого, кто не проникся бы к нему симпатией.

– Не люблю жмотов, а он как раз открытый, добрый, – рассказал актёр Алексей Севастьянов, «бандит» из «Брата». – Так просто делал красивые дела, что вызывал умиление и симпатию. Зная, что у кого-то из девочек в съёмочной группе плохо с деньгами, он делал им подарки, но это выглядело как что-то само собой разумеющееся.

– Мы познакомились на съёмках фильма «Белый король, красная королева», – вспоминал актёр Владимир Ильин. – Ближе мы сошлись на картине «Стрингер». Помню, он мне сказал тогда: «Володя, я не профессионал, давай чему-то буду у тебя учиться». Я ответил: «Ты такой правдивый в кадре, в этом и есть фишка твоя, наоборот, мне надо у тебя учиться». Серёжа просто был, существовал в кадре. Это и подкупало. Он молчун был, как ни странно. Не от закрытости, нет. От ума. Но он молчал так, что в этом молчании что-то происходило.

Бодров не любил давать интервью – говорил, про одежду и личную жизнь ему неинтересно, а всё остальное уже сказал в фильмах. Но когда соглашался на разговор, это никогда не было дежурной беседой.

– Я всегда, с детства, знал, как будет выглядеть моя жена, – неожиданно признавался Бодров. – Видимо, много думал об этом. И когда её встретил, то, конечно, сразу узнал и женился.

На полном серьёзе делился планами перебраться в деревню, «если телевидение закроют».

– Собираюсь окончательно переехать в деревню, под Сергиев Посад. Там очень хорошо. Баня. Если телевидение закроют, то можно туда переселиться, развести всякую живность. Я и коров доить умею, и сено косить. Ну что я ещё делаю? Сижу за компьютером. Разъезжаю по глубинке. Москва, я считаю, виртуальный город. Многие живут придуманной жизнью.

Данила Багров и Сергей Бодров жили очень разными, но настоящими жизнями.

Поделиться статьей