Смотрящие за страной: кинотеатры загибаются, а российское кино кладут на полку

Владельцы кинотеатров в России, кажется, скоро устанут бить в колокола и просто объявят о том, что «кина» больше не будет

Фото: pixabay

Ещё в конце апреля Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) заявила, что из-за резкого падения выручки в ближайшие два месяца может закрыться половина залов. Пока они ждут поддержки от государства.

Цена заявлений тех, кто козыряет патриотизмом и не скрывает своей радости от ухода голливудского кино, такова: кассовые сборы рухнули на 50% даже по отношению к прошлому году с его жёсткими пандемийными ограничениями. Никита Михалков призывает смотреть индийское и китайское кино, но сам на него вряд ли пойдёт. У олигарха Александра Мамута, вложившегося в индустрию до всей этой свистопляски (он купил крупные сети кинотеатров), сложности с платежами возникли ещё полтора года назад, он не мог заплатить банку-кредитору. Даже если счесть, что апокалиптические прогнозы АВК о грядущем 80-процентном обрушении кассы – всего лишь способ побыстрее обратить внимание на проблему, ситуация и впрямь критичная.

Помимо пандемии и санкций из-за военных действий на Украине, есть и фактор технического прогресса – зрители уходят в онлайн-кинотеатры: дома смотреть кино и удобнее, и дешевле. Старого-доброго «офлайн»-зрителя по большому счету удерживает только два аргумента: желание смотреть кино на действительно большом экране (но таких эстетов мало) и желание куда-то всё-таки выбираться с друзьями, компанией, любимой девушкой и т.д.

Но любимой девушке нужно показывать что-то интересное. С этим непросто. Российский продакшен в последние годы вместе со зрителем переориентировался на онлайн-платформы, которые требуют не просто полуторачасовых картин, а сериалов, притом качественных. Производство такого кино занимает немало времени и отбирает топовых актёров у кино традиционного.

Спецназ против Бэтмена

Российские ленты, конечно, появляются на больших экранах, новинки предлагают почти каждую неделю, и не обязательно это какая-то ретроспектива фильмов прошлых лет, которой кинотеатры тоже теперь активно увлекаются не от хорошей жизни. С отечественными новинками получается, однако, очень неровно: фильмами для массового зрителя вроде недавно вышедшей комедии «Мой папа – вождь» Егора Кончаловского с Дмитрием Нагиевым и Марией Мироновой в главных ролях прокат часто хвастаться не может.

Кстати, появляется в России и европейское и американское кино – от тех небольших студий, которые не присоединились к санкциям. Но это, как правило, негромкие, проходные картины, часто из числа тех, которые вышли год или даже полтора назад, когда для России их даже закупать не стали. Теперь не до жиру.

Чего теперь в избытке – так это «патриотической» и милитаристской кинопропаганды. Недавно вышла лента «Своя война: шторм в пустыне» – режиссёрский дебют Алексея Чадова – про то, как российский спецназовец под видом иностранного корреспондента (его сыграл сам Алексей) возвращается на войну в Сирию, чтобы освободить пленных солдат. Фильмы, задуманные пару лет назад, теперь смотрятся совсем по-другому: кто-то будет в восторге от идеального воплощения лозунга «своих не бросаем», а кто-то не сможет смотреть такое на уровне физического восприятия. Фильмов, откровенно работающих на пропаганду, в российском прокате будет все больше. Скоро ожидается российская премьера от безвестных создателей про то, как внук – экс-боец спецназа – спасает дедушку, который попал в больницу из-за того, что увидел репортаж из Латвии о «параде в честь СС». Точнее, пытается устроить встречу деда с эсэсовцем – и его дорога в Европу лежит через драки и разбитые автомобили. А казахстанские кинематографисты намерены порадовать российского зрителя новинкой «Время патриотов», тоже о служивых – там безопасности страны угрожают международные террористы. Вооружённого до зубов спецназовца теперь пытаются сделать главным киногероем России, но, как это ни прискорбно, битву за зрителя какому-нибудь Бэтмену он явно проигрывает – таков вердикт тех, кто голосует рублём.

Булгаковщина и пелевинщина

Между тем некоторые российские фильмы, которые могли бы стать ключевыми кинособытиями, нам показывать не спешат.

Фильм «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова с блестящим актёрским составом – Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин, Владимир Епифанцев, Виктория Толстоганова, Юрий Кузнецов – получил два приза на «Кинотавре» (за лучший сценарий и приз зрительских симпатий) ещё в сентябре прошлого года. Ленту взяли на конкурс Венецианского кинофестиваля, а в январе 2022-го она была семь раз (больше других) номинирована на российскую кинопремию «Золотой орёл». Именно после «Орла» заговорили о том, что подконтрольная Никите Михалкову премия не дала «Волконогову» ни одного приза, потому что ментально не пришлась к его двору. Это сюрреалистический фильм об эпохе сталинского большого террора, в котором капитан НКВД пытается добиться прощения у кого-то из своих жертв, иначе после смерти он попадёт в ад. Впрочем, ни про НКВД, ни про Сталина там ничего впрямую не говорится, зато есть безумные костюмы и дух мистической булгаковщины.

– Пока планируем премьеру на осень, – рассказал «Собеседнику» сопродюсер картины, генеральный продюсер канала ТВ-3 Евгений Никишов. – Да, задержались с прокатом, потому что кинотеатры оказались в сложном положении и выпускать авторское кино сейчас достаточно рискованно. Думали, что ситуация поменяется, хотели дождаться лучших времён.

Евгений Никишов со своим давним партнёром Валерием Федоровичем (гендиректор ТВ-3) занимались ещё одним проектом, появление которого теперь совершенно нереально – фильмом «Москва 2033» по книге Дмитрия Глуховского. Научную фантастику по бестселлеру должен был снимать Егор Баранов, этот проект активно пиарили ещё до начала съёмок: создали загадочный трейлер, раскручивали по ТНТ. Ажиотаж был оправдан: первый фильм по книге Глуховского «Текст» с Александром Петровым, Кристиной Асмус и Иваном Янковским прогремел в России очень мощно.

Однако работа над фильмом недавно была прекращена. Евгений Никишов пояснил, что съёмки так и не были начаты, все застопорилось на этапе работы со сценарием. Проект получался довольно масштабный, и не состоялся он «в силу ряда причин, прежде всего экономических. И, наверное, уже не состоится». При этом фон такой: Дмитрий Глуховский объявлен в розыск по политической статье, его спектакли отменяют, и в сугубо экономические причины как-то не верится...

Фильм «Ампир V» Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина с Павлом Табаковым и Оксимироном в главных ролях, как и «Капитан Волконогов бежал», полностью готов. Однако за несколько дней до премьеры, 31 марта, выяснилось, что прокатное удостоверение выдано не будет. На запрос «Собеседника» Минкульт ответил тогда, что в заявке было неправильно указано возрастное ограничение (16+). Спустя два месяца мы вновь направили запрос в министерство, поинтересовавшись, как идёт работа по изменению одной цифры, однако ответа на него нам не представили, несмотря на многочисленные напоминания.

Молчат и создатели «Ампира». Виктор Гинзбург и сопродюсер картины Иван Засурский на запросы «Собеседника» не ответили. Известно, что Засурский, уволившись с поста зав. кафедрой журфака МГУ, покинул Россию. Гинзбург по крайней мере некоторое время назад находился за границей. Оксимирон активно проводит антивоенные концерты в городах Европы. Местонахождение Пелевина было неизвестно и в лучшие времена. Туман и стыдливое no comments – примета сегодняшнего времени.

Тем временем российские кинотеатры продолжают нести гигантские потери...

Кстати

Российская Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) вышла из международной ассоциации UNIC. Как сообщают представители АВК, вариантов было два: или выйти, или оказаться перед фактом принудительного выхода.
Поделиться статьей