Мария Козакова: Во мне течёт кровь моих дедушек

Актриса Мария Козакова – внучка сразу двух знаменитых дедушек, народных артистов Юрия Яковлева и Михаила Козакова. Это ей не столько помогало в жизни, сколько иногда мешало

Фото: личный архив Марии Козаковой

Юрий Яковлев – закрытый, тихий, домашний

Юрий Яковлев, народный артист СССР

Родился 25 апреля 1928 года в Москве. Окончил Театральное училище имени Щукина. Работал в Театре имени Вахтангова. Снялся в более чем 70 фильмах («Лёгкая жизнь», «Ирония судьбы, или с Лёгким паром!», «Карнавал» и другие). Умер 30 ноября 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

– Мария, знаю, что в жизни вы чаще общались с Юрием Васильевичем. Какие детские воспоминания у вас о нём?

– Меня совсем ещё маленькой привозила мама в гости к дедушке. Первые ощущения – тепло. Мы друг друга очень любили! Огромный, тёплый человек, который меня обнимал так, что я практически задыхалась. Помню, мне было лет двенадцать, когда я отдыхала в лагере. И вот там одна девочка вдруг заявила, что она внучка артиста Юрия Яковлева. Я стала доказывать: «Ты врёшь! Это же мой дедушка!» И тогда мне не поверили, засмеялись.

– Зрителям кажется, что Юрий Яковлев был, как и его герои, – этакий князь, дворянского происхождения. А какой он был в быту?

– Он был интеллигентным человеком, воспитанным, но без всякого пафоса по отношению к другим людям. В нём не было звёздной болезни. Со всеми общался вежливо, просто, даже немножко извиняясь. Никогда не считал себя гением, хотя, мне кажется, его можно смело бы так назвать. Дедушка был закрытым, тихим, домашним, никогда ничего не делал специально, напоказ.

Фото: Global Look Press

– Помню, Юрий Васильевич часто огорчался, что его многие узнают только по роли Ипполита в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

– Да-да, он, кстати, не очень любил это кино. И не понимал, почему многие знают его именно по этой работе, хотя у него огромное количество других картин. Не любил шутки на эту тему, так же, как шутки о поручике Ржевском, которого он сыграл в «Гусарской балладе».

– Как Юрий Васильевич отреагировал на ваше решение тоже стать актрисой?

– Спокойно. Я же рано начала сниматься, и он все фильмы просматривал внимательно. Звонил, советовал, хвалил или делал замечания. Часто вспоминаю его совет: «Доверяй себе и оставайся в профессии собой». Этому и следую. Дедушка в меня верил, поддерживал. Честно говоря, я была даже удивлена этому, потому что в себя не очень верила. Потом, когда я уже училась в театральном училище, он приходил, смотрел меня на сцене, советовал, подсказывал.

– При поступлении мог бы замолвить за вас словечко...

– А этого и не требовалось. Во-первых, я об этом не просила. Во-вторых, изначально я поступала под чужой фамилией, это уже потом все узнали о нашем родстве. Мне всегда хотелось попробовать свои силы, сделать все самой, не рассчитывая на родственные связи. Надеюсь, что всё-таки у меня есть какие-то способности и меня взяли не только потому, что мои мама (Алёна Яковлева – актриса Театра сатиры – Ред.) и дедушка – известные актёры.

– Юрий Васильевич Яковлев как-то рассказывал, что дважды хотел уходить из актёрской профессии. Он с вами этим делился?

– Он мне рассказывал, что всю жизнь его сопровождали сомнения. Это частое явление у артистов. И дедушка говорил, что были моменты, когда он хотел уйти из профессии, что он сомневается и так далее. Несмотря на свою узнаваемость и любовь зрителя, он себя искал.

– Мария, говорят, что в последние годы Юрий Яковлев чувствовал себя одиноким, был грустным. Хотя семья-то большая...

– Наоборот, он стал больше уделять времени семье. Любил, когда собирались все родственники, радовался. Говорил, что «ничего так не радует в жизни, как топот детских ножек». Его супруга Ирина Леонидовна рассказывает, как он готовился к приходу родных, как радовался. Знаете, мы общались о том, как складывалась жизнь. Конечно, когда человек уходит, есть ощущение, что мало, недоговорили.

Михаил Козаков – дедушка из телевизора

Михаил Козаков, народный артист России

Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Окончил Школу-студию МХАТ. Работал в Театре имени Маяковского, в Театре имени Ленинского комсомола, в «Современнике», в Театре на Малой Бронной. Снялся в более чем 50 фильмах, среди которых «Убийство на улице Данте», «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тётя!» и другие. Умер 22 апреля 2011 года. Похоронен на Введенском кладбище.

– А с дедушкой по отцовской линии – Михаилом Козаковым – вы познакомились позже?

– Да, мне было тогда почти пятнадцать лет. Я пришла на его творческий вечер. Потом, за кулисами нас познакомили. Я тогда прочитала ему программу, которую подготовила для поступления в театральное училище. Он что-то мне посоветовал, сделал какие-то замечания. А вскоре он уехал в Израиль, потом вернулся, виделись пару раз, и через некоторое время его не стало. Вот история нашего общения. Мне Михаил Михайлович показался глубоким, очень серьёзным человеком. Знаете, мне сложно его ассоциировать со своим дедушкой, мы поздно с ним познакомились и мало общались. Я его знала больше по телевизору, а это совершенно разные вещи. Он в моём сознании был всё-таки не дедушкой, а этаким экранным героем, большим артистом.

Фото: Global Look Press

– Ваши дедушки наверняка были знакомы?

– Конечно. Ещё будучи молодыми, они вместе ездили отдыхать. Потом снимались, например, в фильме «Выстрел». И когда я бывала у Юрия Васильевича, он всегда передавал привет Козакову, и наоборот. Каждый из них говорил: «Я-то что, вот тот твой дедушка – гений». Они восхищались друг другом.

– И каково быть внучкой двух гениев?

– Это определённая ноша. Мне всегда приходилось доказывать, что я «не по блату». Но в какой-то момент смирилась и просто работала. Я всё равно отдельный человек и подтянуться до их уровня не пытаюсь, отстранилась от этого. У меня своя жизнь. Конечно, я чувствую, что кровь моих дедушек во мне течёт, но пытаюсь создать свой путь.

Поделиться статьей