Сергей Епишев: Телевизор не смотрю, но счастлив, что снялся в «Кухне»

Недавно актёр сыграл Чичикова в «Мёртвых душах» Театра Романа Виктюка

Фото: Global Look Press

Артист Сергей Епишев стал особенно популярным после выхода на экраны сериала «Кухня», где он сыграл заикающегося су-шефа Лёву. Сергея стали приглашать ещё больше в кино и в театральные постановки. Например, недавно он вышел в роли Чичикова в спектакле Театра Романа Виктюка «Мёртвые души».

Досье

Родился 2 июля 1979 года в Ташкенте.
Российский актёр театра и кино русско-узбекского происхождения. Выпускник Щукинского училища. На сцене больше всего ролей сыграл в Театре им. Вахтангова.
Музыкант, вокалист шоу-группы «Трепанга».

Аферы Чичикова до сих пор существуют

– Сергей, читая отзывы на спектакль «Мёртвые души», часто встречается: «Чичиков артиста Епишева далёк от классического образа». Что бы вы на это ответили?

– Ведь Гоголь описал Чичикова так, что мы все предполагаем: внешне он такой румяный, грузный. Поэтому мы стали жертвами картинок, которыми иллюстрировали это произведение. У Гоголя этот герой – НЕЧТО, он не полный, не худой, средних лет, обтекаемое среднее существо. Что-то такое непонятное. Я же довольно высок (рост артиста более двух метров – Ред.), худой, поэтому некоторым и кажется, что далёк от классического представления Чичикова. Что касается характера, у меня не было размышлений, соответствую я этому герою или нет. Мне важно было понять логику его поступков и действий.

– Насколько оправданно, когда классическое произведение осовременивают? Например, в вашем спектакле и скоростные поезда «Сапсаны» на сцене, и костюмы далеки от гоголевских времён.

– Все эти разговоры я не очень понимаю. Для меня нет в этом каких-то противоречий. Классическое произведение – оно не потому классическое, как что-то застывшее, чтобы герои носили конкретно именно такие костюмы и были какие-то определённые декорации, как описывает автор. Классика в том, что там раскрываются какие-то механизмы жизни, которые вечны, которые повторяются в любом времени. Тем интереснее находить параллели, например, первой половины XIX века и сегодняшнего дня.

Разве нет сегодня тех схем, которые прокручивает Чичиков? Есть! И чиновники такие, которые описаны у Гоголя, до сих пор есть, и финансовые аферы существуют. Приехал из столицы какой-то непонятный герой, к которому провинциальные жители относятся с почтением и с осторожностью. Всё это существует и сейчас.

Если бы в спектакле актёры надели одежду – сюртуки и так далее – тех гоголевских лет, то это уже какое-то отстранение, то есть история про тех, кто когда-то жил, не про нас. «Сапсаны», современная одежда призваны показать, что «Мёртвые души» и сегодня актуальны, а эти герои живут рядом с нами. В этом-то и талант Гоголя, Островского, Толстого, Достоевского (далее по списку), что они сумели определить вечные черты характера человека.

Фото: сайт Театра Романа Виктюка
Сергей Епишев в спектакле «Мёртвые души»

Стране не хватает децентрализации

– Иногда смущает критиков, что в текст классиков вставляют какие-то другие слова, переделывают…

– Мне кажется, напрасно смущает. Если хочешь бессмертный текст Гоголя, то открой книжку и прочитай. А спектакль – это отдельное, самостоятельное произведение. Появляется некая добавочная стоимость. Пора уже с этой мыслью смириться и дать возможность театральным текстам жить своей жизнью.

– Слышал, когда задумывали этот спектакль, режиссёр Денис Азаров повёз артистов в Нижегородскую область посмотреть, как живут люди в глубинке, чтобы понаблюдать…

– Такое было. Правда, в этом я не участвовал, поскольку пришёл в проект чуть позже. Судя по некоторым записям Гоголя, предполагается, что герои «Мёртвых душ» жили в городе N именно в Нижегородской губернии. Поэтому режиссёр часть труппы и повёз туда, чтобы посмотреть, как сейчас там устроена жизнь, чтобы набирались впечатлений для будущего спектакля.

– Вы наверняка много ездите с гастролями и сами наблюдаете, как живёт страна. Что вас удивляет там и впечатляет? Ведь Москва – это отдельное государство…

– Так оно и есть. Но я не так много езжу по маленьким городам, в основном бываю в областных центрах. Но и там замечаю большую разницу с нашей столицей. Мне кажется, не хватает какой-то децентрализации. Например, взять Екатеринбург – столицу Урала. Со своей самобытностью, со своей историей, но он пытается походить на Москву во многом. Хотя каждый регион нашей страны может гордиться своей самобытностью, не оглядываясь на Москву.

Екатерина Варнава для привлечения публики

– В прошлом году вы сыграли главную роль в спектакле Театра на Бронной «Бэтмен против Брежнева». Там женскую роль сыграл Александр Семчев, а в роли Брежнева – Ольга Лапшина. Это сейчас модно, чтобы мужчины играли женщин и наоборот?

– С нежностью отношусь к этому спектаклю. Понимаете, театр – это игра, и такие перевоплощения – это элемент игры. Ты выходишь на сцену, и ты – другой. А когда такие переодевания, то в этом есть элемент какой-то дурацкой радости, лицедейства. Это и часть зрительского удовольствия – посмотреть на стихию игры.

– В этом спектакле играет Екатерина Варнава, которую мы знаем по телешоу Comedy Woman. Столько телевизионных персонажей теперь вышли на театральную сцену. Вспомните Ольгу Бузову во МХАТе имени Горького. Это зачем?

– Разумеется, в первую очередь это делается, чтобы привлечь публику. А дальше уже вопрос таланта и актёрских способностей. Бузову на сцене не видел, не знаю. Но Катя Варнава – прекрасная, невероятно талантливая актриса. Мне нравится быть с ней на сцене. Она очень серьёзно, с трепетом относится к этому делу! Многим актёрам стоило бы у неё поучиться. Такие эксперименты иногда дают очень хороший эффект и радость для зрителя. С другой стороны, в антрепризные спектакли берут любого «из телевизора», чтобы зрители шли посмотреть на этого человека, независимо, что и как он играет. Но это отдельные случаи, там актёрские способности уже на втором месте.

– Сергей, вы как-то сказали, что ваш высокий рост иногда вам мешает. Почему?

– Это больше касается работы в кино – сложно найти подходящую роль. В частности, это дополнительные сложности для режиссёра, для оператора. С какой героиней или партнёром мы будем смотреться в кадре гармонично? Например, в сериале «Кухня» мне часто командовали: «А давай ты здесь присядешь, а давай тут пригнёшься или облокотишься на стол». Потому что на общих планах я не попадал полностью в кадр. Такое бывает.

Фото: Кинопоиск
Сергей Епишев в, сериале «Кухня»

– Кстати, «Кухню» до сих пор показывают по телевизору на многих каналах. Хотя сериалу уже десять лет. Задумывались, в чем такой успех?

– Честно говоря, у меня нет ответа. Наверное, все случилось: драматургия, юмор, актёры, режиссёрская работа. Сам я не смотрю телевизор, но счастлив, что такой сериал в моей жизни был. Видимо, сошлись звёзды. Не думаю, что какой-то есть особый секрет успеха. Просто совпало.

– Когда смотрю этот сериал, мне хочется тут же перекусить. Столько еды в кадре…

– И это понятно. «Кухню» начинали снимать и показывать, когда наша гастрономическая культура была только на подъёме, казалось, что сейчас все будут готовить. Выходили миллионными тиражами журналы с кулинарными рецептами. Каждый думал, что же он сумеет приготовить – например консоме.

Поделиться статьей