10 лет в ВТО: что Россия получила и в чём проиграла

22 августа 2012-го Россия официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Переговоры велись 18 лет

Фото: соцсети

Как происходило вступление России в ВТО, о чём спорили и какие выгоды и проблемы страна получила от членства в организации, рассказывает участник событий профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.

Фото: Алексей Портанский
Алексей Портанский

От ГАТТ к ВТО

– По итогам Второй мировой войны державы-победительницы для обеспечения безопасности экономических, торговых и финансовых отношений создали три ключевых института – Международный банк реконструкции и развития (ныне – Всемирный банк), МВФ и Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). СССР, хотя и имел отношение к их созданию, участвовать в них не стал. Главным образом по политическим и идеологическим соображениям.

Но к 1979-му ГАТТ стал набирать всё большую популярность, и политбюро приняло решение о целесообразности присоединения к соглашению. Помешал ввод советских войск в Афганистан – США отказались вести с СССР переговоры. Статус наблюдателя стране удалось получить лишь в 1990-м.

После распада Союза, в 1993-м, уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. А в 1995-м начались переговоры о вступлении РФ в ВТО. Дело в том, что на базе ГАТТ в апреле 1994-го была создана Всемирная торговая организация, которая начала функционировать с января 1995-го.

Фото: соцсети
В России далеко не все граждане хотели, чтобы страна вступила в ВТО.

Трудные переговоры

– На тот момент Россия оставалась одной из последних больших экономик за пределами структуры ГАТТ/ВТО. А для такой экономики задача присоединения довольно трудная. Китай, к слову, вступал в ВТО 15 лет. Но мы побили рекорд – 18 лет переговоров.

За это время были моменты, из-за которых переговоры прерывались. Например, в 2009-м, когда Россия вдруг заявила, что будет присоединяться к ВТО не самостоятельно, а в рамках Таможенного союза (он тогда только учреждался). Тогда президентом был Дмитрий Медведев. Он съездил на G7 в Италию, где его убедили: это абсолютно невозможно: в то время Казахстан и Белоруссия по отдельности уже вели переговоры о присоединении к ВТО.

Наиболее трудные переговоры мы вели с США, ЕС, Канадой и Японией. Эти страны хотели максимально либерального доступа на наш рынок: чтобы Россия сильно опустила таможенные пошлины и создала наиболее благоприятные условия для доступа на наш рынок услуг – банковских, страховых, телекоммуникационных и других.

Венцом 18 лет напряжённых переговоров стало решение о принятии России в ВТО в декабре 2011-го в Женеве. Мне довелось быть там в составе российской делегации. Интерес к событию был огромным, даже пришлось менять помещение: зал в штаб-квартире ВТО не вмещал всех желающих. На мероприятие приехали более 2 тысяч представителей стран-членов организации. Процесс ратификации занял полгода и 22 августа 2012-го РФ официально стала членом ВТО.

Фото: соцсети
2018 г. Россия выиграла один из исков.

Что получили и чего не получили

– Став членом ВТО, мы избавились от дискриминационных ограничений на внешних рынках. До этого наши производители даже пожаловаться не могли на существовавшие барьеры. Нам удалось снять целый ряд повышенных импортных таможенных пошлин на отечественные товары, устранить некоторые ограничения по поставкам услуг (транспортных, спутниковых и т.д.) в ряде стран… От всего этого получили выгоду в $2-3 млрд в год. Но рассчитывали-то на гораздо большее.

Членство в ВТО важно для экспорта не нефти и газа, а конкурентоспособной продукции глубокой переработки, рынки которой давно поделены. Членство же в ВТО даёт свободный доступ на внешние рынки. Однако для производства современных товаров требовалась модернизация экономики. А этого не случилось. Наоборот, получая в середине нулевых огромные доходы от углеводородов, мы успокоились, понадеялись, что так будет всегда.

Холодным душем для российской экономики стали последствия кризиса 2008-го, когда год спустя оказалось: среди стран G20 максимальное падение внешнеторгового оборота было у России.

Между тем даже среди наших высших чиновников экономического блока правительства господствовало такое мнение: мы пробежали трудную дистанцию и сейчас наконец на нас свалятся все блага от членства в ВТО. Это было заблуждение, и не последнее.

Процесс участия в ВТО сложнее переговоров о присоединении,, как любил повторять наш главный переговорщик Максим Медведков, ныне профессор НИУ ВШЭ. Наши власти этого не учли и поэтому первую претензию получили уже осенью 2012-го. Она касалась утилизационного сбора для легковых авто: для своих производителей мы прописали одни условия взимания этого сбора, а для иностранных – другие. Это противоречило одному из базовых принципов ВТО о национальном режиме: условия по налогам должны быть одинаковыми. В том споре нам пришлось уступить.

Коротко объяснить, почему за 10 лет Россия не получила ожидаемых выгод от членства в ВТО, можно такой метафорой. Представьте, что вы задумали построить «умный дом». Закупили электронно-цифровую начинку. Но со строительством не заладилось. В результате дома нет, и потому «умную» начинку, хотя она и в рабочем состоянии, использовать не удаётся.

Фото: соцсети
Штаб-квартира ВТО в Женеве

Неравноправные условия?

– Многие наверняка слышали тезис о том, что ВТО якобы запрещает государствам помогать национальным производителям. Это миф. Больше всего он касается сельского хозяйства.

Присоединяясь к ВТО, страна должна зафиксировать объем господдержки агросектора на том уровне, который был в последние три года переговоров. Россия должна была зафиксировать поддержку АПК в $4,5 млрд в год. Но мы встали в позу: нас это не устраивало, т.к. у нас была Программа развития сельского хозяйства, и для её реализации требовалось $9,5 млрд в год. В конечном счёте нам уступили, но с условием, что к 2017-му мы все же выйдем на цифру в 4,5 млрд.

И что получилось? Просто-напросто из бюджета не выделялись соответствующие суммы на поддержку отечественных сельхозпроизводителей. То есть нам никто не запрещал извне выделять российским фермерам значительные суммы поддержки, но этого не делалось по внутренним причинам.

Но даже при этом Россия стала экспортёром не только зерна, но и свинины, курятины. Без членства в ВТО нам было бы гораздо труднее выходить на мировые рынки по многим сельхозтоварам.

Цифра

Членские взносы в ВТО привязываются к доле страны в мировой торговле. В 2019-м Россия заплатила $4,5 млн.

Что дальше?

– В последнее время раздаются призывы выйти из ВТО. Идея абсурдная, тем более, что и страны-санкционеры предлагают выдворить нас из ВТО (что на самом деле невозможно). Не зря в МИДе назвали это предложение «подарком недругам».

Минэкономразвития ещё в марте озвучило позицию правительства: сегодня ВТО – единственная международная площадка, на которой Россия может отстаивать свои экономические интересы. А Минпромторг добавил, что никаких планов выйти из ВТО не существует. Что же касается санкционной политики, уточню: из 164 стран-членов ВТО более 120 никаких санкций против России не вводили.

Если бы Россия покинула организацию, она бы лишилась права участвовать в разрешении торговых споров. А в последние годы мы достаточно активно в них участвуем – и как ответчик, и как истец.

Так, с ЕС у нас давно идёт спор по так называемым энергокорректировкам. Речь о конкурентоспособности наших удобрений (в цене которых около 70% приходится на газ), а также металлопродукции. Нам удаётся отстаивать свою позицию. Другой пример: РФ присоединилась к жалобе группы стран в рамках ВТО против США, которые в нарушение правил организации повысили в июне 2018-го импортные пошлины на сталь и алюминий.

Есть и ещё один важный нюанс: выйди мы из ВТО, посыпалось бы и наше участие в ЕАЭС - его правила построены на принципах и нормах ВТО. Возникли бы проблемы и в наших взаимоотношениях со странами БРИКС.

Фото: соцсети
Так стоит ли России выходить из ВТО?

Только факты

  • Главная привилегия ВТО – режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговых отношениях – был прекращён для нашей страны в 2022-м Японией, Канадой и США. Заявки также подали ЕС, Великобритания, Молдавия, Норвегия, Южная Корея, Албания, Австралия, Исландия, Новая Зеландия, Северная Македония и Черногория. Российские товары облагаются там повышенными пошлинами, что делает торговлю невыгодной.
  • За первые 6 лет членства в ВТО, Россия участвовала в 15 исках (и как истец, и как ответчик). Три разбирательства закончились победой, три – проигрышем.
  • Споры могут тянуться десятилетиями. И все это время страна-ответчик не меняет обжалуемых мер. Так, все 5 лет, пока шёл спор по энергокорректировке, ЕС держал антидемпинговые пошлины на российские товары. Остались они и после победы России – апелляции и т.п. вещи...
  • С декабря 2019-го не работает Апелляционная инстанция Органа по разрешению споров ВТО (а без этого смысл ВТО во многом теряется). Это произошло из-за позиции США – они заблокировали назначение новых судей на место тех, у кого истекли полномочия. Сейчас эта инстанция частично осуществляет свои функции.
  • 20 мая Путин поручил кабмину проанализировать принятые членами ВТО в 2022-м против России ограничения и представить предложения по актуализации стратегии участия нашей страны в организации.
Поделиться статьей